Анализ мотивации сотрудников современной госслужбы
Разобраться в стимулах к труду государственных служащих, понять побуждающие мотивы, способные положительно повлиять на производительность их труда и усиления чувства ответственности, выявить иерархию благоприятных социальных, морально-психологических и материальных факторов, играющих роль в процессе мотивации их труда - все это является неотъемлемой частью исследования, направленного на разработку инструментов мотивации труда госслужащих. Без детального изучения этого вопроса все прочие разработки и рекомендации теряют всякий смысл и не имеют абсолютно никакого практического применения.
Государственная служба - специфическая область общественных отношений, где взаимодействуют нормы административного и трудового права. Правовая модель системы государственной службы РФ закреплена в статье 28 Трудового кодекса РФ. Труд государственных гражданских служащих осуществляется в соответствии с регламентом, в котором содержатся требования, предъявляемые к государственному служащему, замещающему соответствующую должность государственной службы. Труд госслужащего можно характеризовать как совокупность всех отношений на государственной службе, а также их возникновение, прекращение и изменение при отправлении госслужащим должностных полномочий.
Регламентация деятельности государственных гражданский служащих является одним из основных направлений повышения результативности их работы, в результате чего возможен отказ от бюрократической системы управления персоналом государственной службы к определению требований исполнения должностных обязанностей.
Сотрудником кафедры «Государственное и муниципальное управление» ИПК госслужбы, к. э. н. Горшковой Е. В. в 2006-2009 г.г. был проведен опрос государственных гражданских служащих, в котором участвовали 827 респондентов из различных федеральных органов исполнительной власти (таких как МЧС России, Минэкономразвития РФ, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Росрегистрация, Роснедвижимость) ведущей, старшей и младшей групп должностей. Результаты опроса приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Структура мотивов государственных гражданских служащих
№ |
Варианты ответов |
в % от количества опрошенных | ||
ведущая группа |
старшая группа |
младшая группа | ||
1. |
Стремление к материальному благополучию |
77,0 |
82,0 |
52,0 |
2. |
Гарантия постоянной работы |
62,0 |
55,1 |
15,4 |
3. |
Стабильность |
44,0 |
20,0 |
22,0 |
4. |
Престижность профессии, мотивы служения государству, альтруизм |
5,6 |
4,4 |
2,8 |
5. |
Государственное пенсионное обеспечение |
96,5 |
59,6 |
2Д |
б. |
Медицинское страхование |
5,2 |
4,8 |
3,2 |
7. |
Потребность в социальных связях, общении, приобретении нужных контактов |
28,3 |
35,6 |
22,0 |
8. |
Хороший психологический |
17,8 |
18.2 |
15,6 |
микроклимат в коллективе, работа среди интеллигентных людей | ||||
9. |
Оценка окружающих, родственников престижности профессии |
13,5 |
14,8 |
12,7 |
10. |
Получение бесплатного образования, повышения квалификации |
6,5 |
12,0 |
75,0 |
11. |
Карьерный рост |
10,2 |
34,7 |
46,0 |
12. |
Преемственность |
1,8 |
3,2 |
4,8 |
13. |
Хорошие условия труда, оборудование рабочего места |
47,8 |
12.8 |
2,5 |
14. |
Не было других предложений |
- |
- |
15,0 |
15. |
Случайный выбор |
- |
- |
5,0 |