Типы коммуникаций
коммуникации воспринимаются и оцениваются в свете опыта работника;
даже наиболее объективная информация включает субъективные представления;
несоответствие кодирования и расшифровки информации вытекает из различий в опыте ее источника и получателя;
один только язык не может решить проблему несоответствия кодирования и расшифровки информации.
Возможные препятствия на пути коммуникаций представлены на рис. 5. Известны многочисленные руководства и правила, направленные на обеспечение эффективного восприятия управленческой информации в процессе коммуникаций. Основной упор в них делается на то, чтобы снять все помехи и барьеры, относящиеся к поведению лиц, получающих деловую информацию. Ниже приводятся некоторые рекомендации, используемые в практике деятельности организаций разных типов и обращенные к руководителю, к которому поступает информация от подчиненных.
Как уже отмечалось, особенно важно, чтобы в процессе коммуникаций была обеспечена обратная связь. В организации обратная связь может осуществляться различными путями. При непосредственном общении руководитель может использовать прямую обратную связь, в других случаях ему приходится полагаться больше на косвенные методы обратной связи. Например, снижение эффективности производства, увеличение количества прогулов и текучести кадров или плохая координация между подразделениями могут указывать на ухудшение коммуникаций.
Существуют различные виды сетей коммуникаций. Некоторые виды зависят от конкретного фактора, например от качества и объема информации. На рис. 6 представлены четыре типа коммуникационных сетей. Экспериментальные данные показали, что в целом различия между видами сетей следующие. Сеть коммуникаций в виде круга является активной, без лидера, неорганизованной, неустойчивой. Сеть в виде колеса представляет собой другую крайность: она менее активна, имеет определенного лидера, хорошо и устойчиво организована, более упорядочена. Следует упомянуть и о многоканальной сети, представляющей собой тоже колесо, но со связью между подчиненными.
Очевидным становится то, что структура сети коммуникаций влияет на точность и недвусмысленность посланий, на функционирование группы, на чувство удовлетворенности ее членов. Она является важным компонентом в типах взаимодействия внутри организаций, в способности группы направлять общие усилия на выполнение определенных задач. С этих позиций структура в виде колеса считается наиболее простой для организации. В отдельных группах она оказывается эффективной, а в других - нет. В табл. 1 показана эффективность различных типов сетей.[14] <http://www.bestreferat.ru/referat-200337.html>
Таблица 1. Эффективность различных типов коммуникационных сетей
Критерий оценки |
Коммуникационные сети | ||||
«ЦЕПЬ» |
«Y» |
«Колесо» |
«Круг» |
«Многоканальная» | |
Скорость |
средняя |
средняя |
высокая |
низкая |
высокая |
Точность |
высокая |
высокая |
высокая |
низкая |
средняя |
Удовлетворенность |
средняя |
средняя |
низкая |
высокая |
высокая |
Рис. 6. Типы коммуникационных сетей: а - круг; б - цепь; в - «Y»; г - колесо