Сущность и основные понятия командообразования
Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы.
Выявление потенциала группы и степени его использования, а также определение и создание условий, в которых позитивная направленность потенциала используется эффективнее, а негативная перестает проявляться, составляет серьезную проблему для руководителя организации, лидера группы и ее членов.
На стадии формирования коллектива решаются проблемы совместимости членов коллектива. Эта же задача возникает и в случае каких- либо изменений в составе группы, в статусе ее членов, в организации и условиях труда группы, в расстановке рабочих мест, в технологии или просто при появлении признаков неблагополучия в коллективе, напряженности во взаимоотношениях. Трудовой коллектив - это живой и развивающийся организм, все элементы которого также меняются под влиянием внешних обстоятельств и в рамках онтогенеза. В социологии труда различают такие виды совместимости:
• физическая
(по силовым параметрам, по выносливости);
• психофизиологическая
(по параметрам анализаторных систем, таких, как зрительная, обонятельная, осязательная, слуховая);
• социально-психологическая
(по интегрированным личностным свойствам, таким, как характер, темперамент, коммуникативность, вкусы, пристрастия);
• социально-идеологическая
(по идейным взглядам, социальным ценностям, установкам).
В разных трудовых обстоятельствах требования к степени совместимости различны, но решать эту задачу необходимо всегда. Бывает, что наиболее продуктивным является не близость параметров, а их взаимодополнение, что определяющими являются один или два вида совместимости, а остальные несущественны. В каждом случае формирования работоспособной группы целесообразно привлечение специалистов в области психологии, социологии, социальной психологии.
На результаты совместной деятельности может влиять такое большое количество разнообразных личностных факторов, включая мотивы и потребности, особенности темперамента и характера, психическое состояние, уровень компетентности, направленность, ожидания, нравственные качества, отношение друг к другу, к совместной деятельности, к лидеру и другие, что можно говорить только о возможности повышения степени вероятности прогноза результатов совместной деятельности в случае, если применяется научный подход к исследованию факторов группового поведения именно данной группы.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что хорошо организованной командной работы можно достичь при соблюдении следующих условий:
· Для команды и индивидуальных участников устанавливаются реалистичные, достижимые цели.
· Члены команды и лидеры стремятся поддержать друг друга для того, чтобы сделать работу команды успешной.
· Члены команды понимают приоритеты друг друга и помогают или поддерживают, когда возникают трудности.
· Открытое общение: приветствуются новые идеи, новые методы улучшения работы, постановка новых проблем и т.д.
· Отдача в работе более значительна, так как члены команды понимают, чего от них ждут, и могут самостоятельно контролировать свою деятельность.
· Конфликт понимается как нормальное событие и рассматривается, как возможность решить проблемы. Проблемы, если они вынесены на открытое обсуждение, могут быть решены до того, как станут разрушительными.
· Поддерживается баланс между производительностью команды и удовлетворением потребностей отдельных членов.
· Команда в целом и индивидуальные участники поощряются за результаты и старание.
· Приветствуется, когда участники пробуют свои возможности и предлагают новые идеи.
· Участники команды осознают важность дисциплинированной работы и стараются вести себя в соответствии со стандартами команды.