Совершенствование методик мотивации госслужащих
Еще Э. Лоулер предложил разбить заработную плату любого работника на три части для того, чтобы установить взаимосвязь между результатами труда и доходами. Одна часть зарплаты выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и все, кто выполняет в данной организации аналогичные обязанности, получают за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть заработной платы определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Величина этой части заработной платы автоматически регулируется. Третья часть определяется достигнутыми результатами каждого сотрудника. Эта часть все время меняется в зависимости от вклада. У сотрудников с меньшей производительностью труда эта часть заработной платы минимальна и автоматически не увеличивается. Фактически заработанная часть заработной платы может резко меняться, так что если результативность труда работника падает, то снижается и заработная плата посредством уменьшения ее переменной части. Суть этой системы состоит в том, чтобы увязать заработную плату работника с результатами труда в текущем периоде.
Тесная связь вознаграждения, которое получает сотрудник, с эффективностью его деятельности приносит доход и сотруднику и организации.
На кафедре «Государственное и муниципальное управление» ИПКгосслужбы в 2006-2009 г.г. был проведен опрос по теме: «Какие стимулы оказывают на Вас наибольшее воздействие?» (таблица 2).
В опросе приняли участие 526 государственных гражданских служащих различных федеральных органов исполнительной власти.
Большинство опрошенных отметили важность: стабильности своего положения (90%); пожизненного найма (80%); материального стимулирования (80%); зависимость заработной платы от результатов труда (80%), которая в настоящее время отсутствует и соблюдение принципа справедливости (92%).
В результате проведенного опроса можно прийти к выводу, что систему оплаты труда необходимо модернизировать, она должна зависеть в значительно большей мере от результатов труда.
Таблица 2
№ |
Стимул |
% ответов |
1. |
Абсолютный размер материального вознаграждения |
80 |
2. |
Необходимость установления зависимости заработной платы от результатов труда |
80 |
3. |
Гарантии стабильности, чувство безопасности |
90 |
4. |
Сравнение результатов своего труда с результатами других сотрудников (эффект соревнования) |
92 |
5. |
Пожизненный найм |
80 |
6. |
Карьера |
74 |
7. |
Статусные различия |
55 |
8. |
Власть |
23 |
9. |
Возможность принятия решений |
22 |
10. |
Удовлетворение от интересной работы |
86 |
И. |
Возможность самореализации |
87 |
12. |
Мотивация свободным временем |
35 |
13. |
Критика, наказания |
11 |
мотивация государственный гражданский служащий
В связи с вышеизложенным целесообразно повышать должностной оклад за увеличение объема и сложности работ, за рост квалификации, за совмещение должностей и функций, увеличение зоны обслуживания; выплачивать премии за улучшение результатов функционирования и развития курируемой отрасли, за повышение качества принимаемых и реализуемых государственных решений, направленных на удовлетворение потребностей и интересов населения, по итогам работы за год, за внедрение предложений по повышению производительности труда. Особенно важно увязывать показатели премирования с показателями результативности труда.