Потребители услуг автосервиса и особенности их предоставления
Эффективная политика продвижения автосервисных услуг предусматривает необходимость изучения их потенциальных потребителей. На рынке действует, как правило, множество потребителей различного рода автосервисных услуг. Это производственные организации и организации самых разнообразных форм собственности, огромное число физических лиц, граждан-потребителей сервисных услуг, предприятия и организации хозяйственной инфраструктуры.
Потребности потребителей автосервисных услуг различны. На объем предоставляемых услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей оказывают большое влияние уровень доходов и покупательская способность населения.
Организации и частные лица с низким уровнем доходов предпочитают ремонтировать автомобили своими силами (или на собственной производственной базе), в редких случаях обращаясь к услугам автосервиса.
Организации и частные владельцы транспортных средств, менее стесненные в средствах, наиболее часто прибегают к услугам сервисных организаций. Учет этих особенностей необходим при разработке политики предоставления автосервисных услуг (таблица 1.1).
Выделение целевых групп потребителей, характеризующихся определенной однородностью вкусов, предпочтений, поведения в отношении предлагаемых организацией услуг, в маркетинговой терминологии называется сегментацией рынка потребителей.
Потребителей интересует комплекс сервисных услуг, их технический уровень и качество. При этом службы технического сервиса ориентированы на выполнение следующих задач:
предпродажная подготовка новых автомобилей;
предпродажный ремонт подержанных автомобилей;
гарантийный ремонт проданных новых и подержанных автомобилей;
коммерческое регламентное обслуживание техники;
коммерческое предупредительное обслуживание (регулировки и т.п.);
коммерческое реабилитационное обслуживание (ремонт);
коммерческое предоставление (прокат) ремонтных мощностей желающим самостоятельно обслуживать свои машины при условии покупки ими запчастей и материалов у дилера;
все виды обслуживания собственного парка техники;
предоставление ремонтных мощностей своим сотрудникам, желающим самим ремонтировать личные автомобили;
ремонт подержанных узлов и агрегатов для фонда восстановленных запасных частей.
Качественный сервис предусматривает: высококачественное и своевременное обслуживание и ремонт автомобилей, разумные цены, доброжелательное обслуживание клиентов, эффективную, аккуратную и быструю офисную работу - оформление заказов, подготовку документов и т.д.
Деятельность сервисной службы успешна, если учитываются реальности рынка и производственные возможности сервисных служб, правильно оцениваются тенденции рынка и изменения в желаниях потребителей.
Таблица 1.1 - Особенности, определяющие политику предоставления автосервисных услуг проектируемой станцией технического обслуживания
Постановка вопроса |
Предлагаемые преимущества проектируемой станции перед конкурентами |
Какие сервисные услуги могут быть предложены? |
Полная номенклатура или выборочный комплекс услуг по ТО и ремонту подвижного состава |
Кому могут быть предложены сервисные услуги? |
Автолюбителям, малым, средним, крупным транспортным и другим организациям |
Временное распределение обращений клиентуры |
Почасовое, понедельное, подекадное, помесячное, поквартальное и др. |
Географическое расположение потребителей услуг |
Место проживания, место работы, проезжие |
Уровень доходов, покупательная способность населения |
Умеренная и низкая покупательная способность |
Привычки потребителей услуг |
При потребности в ТО и ремонте |
Возможность влияния на привычки потребителей сервисных услуг |
Предложение удобных дней, заказов, времени обслуживания по телефону, абонементное обслуживание |