Организация производственного процесса
Проверка и регулировка углов установки управляемых колёс осуществляется в зоне ТО на отдельном специализированном посту.
Принимаем универсальный тупиковый пост диагностирования, размещенный в зоне проведения ТО и ремонта.
Рисунок 2.2 - Схема включения диагностирования в технологический процесс СТО
Наибольшее число заявок владельцев автомобилей приходится на диагностические работы по проверке и регулировке углов установки управляемых колёс, динамической балансировке колёс, по системам электрооборудования и питания двигателя. Это объясняется тем, что работы этих узлов и систем во многом определяют затраты на эксплуатацию автомобиля связанные с износом шин и топливной экономичностью.
Пост диагностирования размещаем таким образом, чтобы было обеспечено минимальное число переездов автомобилей с него на рабочие посты производственных участков.
На посту диагностирования в порядке исключения допускается устранение мелких неисправностей, включая замену отдельных деталей. Объём таких работ не должен превышать 15-20% общего объёма работ поста. Если в процессе диагностирования выявляются неисправности, которые препятствуют его дальнейшему проведению и не могут быть оперативно устранены на месте, то процесс прерывается. Автомобиль направляется на соответствующий участок для устранения дефекта, а затем возвращается для окончательного диагностирования.
На посту диагностирования допускается проведение некоторых работ ТО и ТР, если их выполнение не затрудняет процесс диагностирования и без них диагностирование не может быть проведено (например, замена лампы фары при проверке установке фар) или перемещение автомобиля на другой пост нецелесообразно из-за технологической родственности операций.
Значительная часть контрольно-регулировочных работ с применением диагностических средств проводится в процессе ТО и ТР автомобилей. В основном это касается работ по обслуживанию и ремонту двигателей, электрооборудованию и ходовой части, которые выполняются, как правило, с применением переносных приборов непосредственно на постах ТО и ТР.
Поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных по наименованию и объёму работ ТО и ТР, и поэтому организация производства станции обеспечивает выполнение любого их сочетания, т.е. обладает достаточной гибкостью технологического процесса ТО и ТР.
В связи со случайным характером требуемых технических воздействий для автомобилей, поступающих на СТО, возможны следующие варианты сочетания работ ТО с работами ТР: ТО в полном объёме; выборочный комплекс работ ТО (регулировочные, смазочные и др.); полный объем ТО совместно с работами ТР, выявленными в процессе диагностирования; выборочный комплекс работ ТО с работами ТР, выполняемыми в процессе диагностирования. При этом вначале выполняются работы по ТР, а затем ТО.
В зависимости от того или иного сочетания требуемых видов работ выбираем рациональную технологическую схему и организацию производства.
На уборочно-моечном участке могут выполняться работы не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг.
На постах ТР выполняют разборочно-сборочные, регулировочные и крепёжные работы, а также устранение мелких неисправностей. Их объём составляет около 40% общего объёма работ ТР, а с учётом мелких работ по ремонту кузова примерно 50% . Остальные работы ТР, а также работы по КР агрегатов проводятся на специализированных участках.
Мелкие неисправности устраняют непосредственно на постах ТР, а дефектные агрегаты, узлы и механизмы, снятые с автомобилей, направляют на соответствующие специализированные участки для проведения необходимых работ, после чего они поступают на участок ТР и устанавливают на автомобиль.
Работы по ТО и ТР проводятся на трёх универсальных тупиковых постах, оснащенных подъёмниками.
Участки агрегатно-механический, ремонта и заряда аккумуляторных батарей, ремонта электрооборудования, топливной аппаратуры и шиномонтажный, выполняющие внепостовые работы, исходя из преобладающего по трудоёмкости вида работ и организационных соображений, являются специализированными вспомогательными участками. При необходимости за ними закрепляются автомобиле-места ожидания и рабочие посты на участке ТР.
Поскольку кузовной и окрасочный участок находятся в изолированных помещениях, то на их территории закрепляем автомобиле-места ожидания, где можно выполнять вспомогательные, подготовительные и демонтажно-демонтажные работы. Это повышает коэффициент полезного использования оборудования и фонда рабочего времени работников.
Основанием для открытия заказа служит заявка на проведение ТО и ремонта, которая находится у мастера-приёмщика. Она заполняется им и заказчиком в трёх экземплярах, один из которых прилагается к производственному наряд-заказу для дальнейшей передачи в бухгалтерию.