Сущность стратегического управления и его ключевые понятия
) макроокружения (состояния экономики и политики, правового поля, природной среды и ресурсов, научно-технического, социального и культурного уровней развития общества и т.д.);
) непосредственного делового окружения (покупателей, конкурентов, поставщиков и т.д.);
) внутренней среды (кадров, организации управления, финансов, маркетинга и т.д.).
Анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон организации.
Миссия организации - основная общая цель или задача деятельности организации, это цель высшего порядка. Миссия компании состоит из множества целей, достижение которых приводит к постоянному развитию организации.
Формирование миссии и установление целей организации приводит к тому, что становится ясным, для чего функционирует организация и к чему она стремится.
Затем осуществляется выбор стратегии, т.е. качественно определенного направления развития организации. При этом определяется как организация будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию. Стратегия оценивается в зависимости от того, приводит ли она к достижению поставленных целей, соответствует ли состоянию и требованиям окружающей среды, возможностям предприятия, оправдан ли риск, заложенный в ней.
Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии - это проведение стратегических изменений в организации, переводящих её в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегию в жизнь.
Последним процессом стратегического управления является оценка и контроль выполнения стратегии. Он обеспечивает обратную связь между тем, как осуществляется достижение целей, и целями организации. Выявляет причины возможных отклонений, осуществляет необходимые корректировки.
Ключевая роль в стратегическом управлении принадлежит руководству организации, прежде всего её высшему уровню, которое должно не только определять стратегию, но и проводить необходимые изменения, мобилизую ресурсы организации.