Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию
Факторный анализ - метод исследования экономики и производства, в основе которого лежит анализ воздействия разнообразных факторов на результаты экономической деятельности, ее эффективность. [7]
Под термином «внешняя среда» понимаются институты и факторы, которые находятся вне организации и потенциально влияют на результаты ее деятельности. При анализе внешней среды принято различать факторы прямого воздействия, называемые также рабочей средой, и факторы косвенного воздействия, называемые общей средой.
К факторам прямого воздействия относят те условия, которые способны сразу и непосредственно повлиять на деятельность данной организации (рис.2.1).
Рис.2.1 Факторы прямого воздействия
Факторы косвенного воздействия создают общие для всех условия деятельности. Их влияние проявляется косвенно (через рабочую среду), сказывается не сразу и в большинстве случаев не носит специфического характера по отношению к конкретной организации(рис.2.2).
Рис.2.2 Факторы косвенного воздействия
Результаты изучения воздействия факторов прямого и косвенного воздействия на организацию представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Факторы, воздействующие на деятельность ООО «Ника»
№ п/п |
Наименование фактора |
Характер влияния фактора на деятельность организации (вероятная угроза или дополнительные возможности) |
1 |
Поставщики | |
1.1 |
Поставщики топлива |
Стоимость топлива является составной частью себестоимости автоперевозок (60-65%), рост цены на топливо неизбежно повлечет за собой рост цены перевозки, что является угрозой для любого автотранспортного предприятия. |
1.2 |
Поставщики комплектующих |
Наличие основных запчастей на складе существенно сокращает простои машины при поломке. А рост цен на запчасти существенно влияет на стоимость ремонта и на цену. |
2 |
Законы и государственные органы. |
Законодательство в сфере автомобильных перевозок регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Федеральный закон от 08.11.2007 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112"Об утверждении Правил перевозок пассажиров и |
багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" Федеральный закон Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " | ||
3 |
Потребители |
Снижение тарифов на перевозку пассажиров и оказание дополнительных услуг создают возможности для привлечения новых потребителей и расширения предприятия. |
4. |
Конкуренты |
Конкуренты, являются угрозой для любого предприятия, т.к. постоянно существует возможность перехода клиентов от одной компании к другой. |
5 |
Политические факторы |
Политические факторы оказывают не значительное влияние на деятельность компании. Это может проявляться в законодательных инициативах или же в ужесточении или послаблении налогового бремени на предпринимателей. |
6. |
Международные события |
Международные события, не касающиеся экономики и геополитики нашего государства, не являются ни угрозой, ни возможностью для осуществления деятельности рассматриваемого предприятия. |
7 |
Состояние экономики. |
Стабильная экономика позволяет компании развиваться, привлекать новых потребителей, поэтому данный параметр дает возможность для развития. |
8 |
Социально-культурные факторы |
Социальные или культурные факторы если не являются ключевыми факторами, влияющими на организацию, то могут частично привлекать клиентов, рост благосостояния населения позволяет ему все чаще использовать услугами такси, а растущая доступность перевозок привлекает различные слои населения. |
9 |
Научно-технический прогресс |
Постоянное развитие техники и технологии является возможностью для предприятия сокращения расходов и использованию современных технологий для ремонта и эксплуатации техники. |