Управление персоналом на производстве
Управление персоналом является составной частью управления предприятием в целом. Процесс управления предприятием можно разбить на следующие составляющие: управление техникой, экономикой и кадрами. Наиболее сложным из трех вышеперечисленных объектов является управление кадрами, т.к. им принадлежит ведущая роль в управлении персоналом.
Управление кадрами связано с разработкой и реализацией политики, включающей планирование, наем, выбор, размещение рабочей силы; обучение и подготовку работников, продвижение по работе, условия найма, методы и стандарты оплаты труда, условия работы и услуги, консультирование, как нанимателей, так и нанимающихся: переговоры о зарплате и условиях работы. Управление кадрами, выполняя специальную функцию, решает следующие задачи: разумно удовлетворяет человеческие потребности, организует управление персоналом на принципах эффективности и справедливости. Кадровая политика и ее цели должны соответствовать целям предприятия. Цели включают меры по увеличению производительности труда и усилению оборота рабочей силы. Контроль за выполнением решений руководства предприятия по кадровым вопросам заключается, в сопоставлении исполнения с намеченными целями, выполнение мер по устранению выявленных отклонений при найме, обучении и увольнении работников В обязанности управляющего кадрами входит руководство работой отдела кадров, консультирование руководителей предприятия всех уровней по кадровым вопросам, доведение принимаемых руководством предприятия решений до всех работников, планирование рабочей силы, проведение переговоров, регулирование производственных отношений, выступление в качестве организатора трудовых отношений, выступление в качестве представителя компании на внешнем и внутреннем уровнях [ 4, С.137].
Способность руководства предприятия максимально эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы во многом зависит от того насколько правильно будут рассчитаны и контролируемы затраты на выполнение трудовых процессов. Планирование трудовых ресурсов является одним из важных разделов как стратегических, так и оперативных планов предприятия. Процесс планирования трудовых ресурсов включает в себя решение следующих задач: определение общих целей на планируемый период , увязка этих целей с требованиями рабочей силы, учитывая предполагаемые изменение производственного процесса, структуры продукции и т.д., оценка уровня текучести и составление прогноза количества увольняемых (принимаемых) работников, определение места и времени возникновения дефицита рабочей силы, определение путей преодоления возможных проблем, развитие рабочей силы, адаптация к темпу технологических, экономических и социальных изменений, координация и управление всеми видами политики, влияющей на эффективность использования рабочей силы.
При планировании трудовых ресурсов необходимо производить как периодический, так и систематический анализ свойств и характеристик трудовых ресурсов для выявления изменений в их распределении и составе. Определение потребности в трудовых ресурсах на предприятии выполняется следующим образом. Прогноз сбыта продукции преобразуется в производственный график, распределяющий работу между службами. Каждая задача должна иметь определенное операционное время, основанное на изучении техники работы или предыдущем опыте, особенно если операция носит рутинный или повторяющийся характер. На потребности в рабочей силе могут влиять изменения в производительности труда, созданные с использованием лучшего оборудования, интенсификации производства, применением лучших методов контроля за его осуществлением, что в свою очередь и входит в обязанности менеджера по персоналу.
Менеджер по персоналу организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия, организует конкретное направление кадровой политики для достижения более эффективного использования и профессионального совершенствования работников. Определяет потребность в персонале. Изучает ранок труда с целью определение возможных источников обеспечения необходимыми кадрами, Организует обучение, подготовку и переподготовку персонала, для повышения квалификации сотрудников и развития их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и решениям до всех работников. Принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов. Составляет и оформляет трудовые договоры и контракты, ведет личные дела работников и другую кадровую документацию. Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.