Процессы стратегического управления
Руководство организации должно иметь четкую позицию в отношении роли и места системы контроля, с тем, чтобы она эффективно справлялась с решением только тех задач, которые соответствуют общим задачам стратегического управления. .[4,с 289]
Процессный подход к стратегическому управлению
Традиционно система стратегических целей и показателей разрабатывалась для функциональных подразделений организации. Процессный подход рассматривает организацию как сеть процессов. С этой точки зрения разработка системы целей и показателей должна вестись одновременно с регламентацией и разработкой показателей для процессов, что приведет к большей слаженности организации в целом (рисунок 4). Для этого необходимо:
) принять решение о внедрении системы управления бизнес-процессами и системы стратегического управления;
) разработать стратегию организации;
) описать бизнес-процессы;
) документировать решения по системе стратегического управления;
) регламентировать бизнес-процессы;
) ввести показатели для контроля бизнес-процессов;
) связать стратегические цели и нормировать показатели по процессам.
Рисунок 4 Разработка системы стратегического управления и процессный подход
При описании бизнес-процессов организации управление рассматривается как отдельный процесс, выходами которого являются управленческие решения. Выходы из процесса управления - это входы для всех остальных процессов. Стратегическое управление наряду с оперативным является подпроцессом. Главная задача стратегического управления - постановка стратегических целей и разработка системы показателей для контроля соответствия им всех процессов организации. Другими словами, основными результатами подпроцесса стратегического управления является система целей и показателей как для организации вообще, так и для каждого процесса верхнего уровня, а также приказы и распоряжения, направленные на достижение поставленных целей.
Период стратегического планирования зависит от рыночных и нерыночных факторов, а также от специфики деятельности организации, обычно составляет от трех до пяти лет. Ответственными лицами за выполнение подпроцесса стратегического управления обычно выступают: генеральный директор, заместители генерального директора, т. е. владельцы процессов первого уровня (рисунок).
Первый шаг построения системы стратегического управления в рамках процессного подхода - постановка стратегических целей.
Выбираются пути их достижения, разрабатывается система показателей (для каждого показателя устанавливаются количественные значения с привязкой к времени их достижения). Стоит отметить, что при их принятии следует учитывать статистический материал, на основании которого они были приняты.
Удобным приемом является использование стратегических и счетных карт. Так, цели заносятся в стратегическую карту, количественные величины в счетную карту. Ориентация на процесс подразумевает после разработки общих стратегических целей и показателей адаптацию их для каждого бизнес-процесса. Что позволяет связать оперативное управление со стратегическими целями и обеспечить управление всей организацией на постоянной регламентированной основе.
Рисунок 5 Место стратегической системы управления в бизнес-процессах
Разработка системы показателей для процессов осуществляется руководителями верхнего уровня с участием непосредственного владельца процесса