Элементы и этапы процесса коммуникаций
Коммуникации в самых разных их проявлениях являются неотъемлемой частью как человеческого общества в целом, так и организации в частности. Нет ничего удивительно в том, что такое важное явление, как коммуникационный процесс, привлекло внимание многих учёных и, как следствие, множество попыток разработать модели коммуникационного процесса.
Но, поскольку все эти модели отличаются друг от друга только терминологией и количеством элементов, автор статьи предлагает остановиться на классической теории коммуникации, которая была разработана американским математиком Клодом Шенноном. Эта теория была разработана в конце 40-х годов и активно применялась в таких научных дисциплинах, как лингвистика, математика и кибернетика.
Оригинально модель включала в себя 5 элементов, находящихся в линейной последовательности: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечная цель. В последующие годы модель пересматривалась, и приобрела следующий вид: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Кроме упомянутых терминов Шеннон ввёл определение шума. Под шумом или помехами принято понимать совокупность внешних факторов, которые искажают сообщение. [4]
На рисунке ниже представлена модель процесса коммуникаций, выполненная в разрезе науки менеджмент.
Рис. 1
В представленной модели, как и в классической, существуют две стороны: отправительи получатель
, а процесс их коммуникации включает четыре этапа:
· Первый шаг, который осуществляет отправитель после возникновения у него идеи о передаче информации другому человеку - это кодирование
его мысли. Кодированием называется процесс перевода мысли в наиболее доступную, с позиции отправителя, форму. Кодирование предполагает выбор символов и составление из них сообщения. Символы включают в себя слова, какие-либо сигналы или действия.
· Второй шаг процесса коммуникаций - это выборотправителем канала передачи
сообщения. Это может быть телефонный звонок, электронное письмо, личный разговор или какой-нибудь другой способ. Принято различать вербальные (устная передача сообщения), письменные и невербальные (язык телодвижений) каналы.
· Третий шаг - это декодирование
, интерпретация получателем значения принятого сообщения.
· Четвёртый шаг - это ответная реакция получателя на воспринятое послание или обратная связь
. Обратная связь позволяет отправителю убедился в том, что его сообщение получено, и смысл понят получателем так, как это было задумано.
Помехи
- это все то, что искажает смысл передаваемой информации. Причины возникновения помех предельно разнообразны: начиная плохой слышимостью во время телефонного разговора и заканчивая психологическим настроем получателя. [9]
Эта модель является стандартной для всех коммуникационных процессов, от неё же и следует отталкиваться, начиная изучение коммуникаций. Так же при возникновении проблем, прежде всего, следует обратиться к данной модели, проанализировать все этапы и элементы, найти и усовершенствовать все «узкие места». И лишь после того, как коммуникационные каналы налажены, следует переходить дальше, к коммуникационным сетям.