Объединённая коммуникационная сеть
Рис. 9
Смысл такой, «объединённой» коммуникационной сети заключается в том, что группа сама делится на подгруппы, соразмерно тому, какие усилия и способности будет требовать соответствующая подзадача. Как показано на изображении в группе из пяти человек такие подгруппы могут иметь одного-трёх участников. Далее каждая маленькая централизованная подгруппа работает над своей простой задачей. При этом сохраняется возможность иметь лидера, который будет координировать и направлять работу всех маленьких подгрупп и принимать окончательное решения. Однако при слишком больших объёмах входящей и исходящей информации, можно «разгрузить» центр, добавив второго лидера (например, разбив группу из 6-ти участников на две группы по три участника, в каждой из которых будет лидер, координацию в такой системе лидеры проводят сообща).
Преимущества
Преимущества объединённой коммуникационной сети:
· Прежде всего, каждый участник сети коммуникаций - уникален. Один участник более одарён в одной сфере деятельности, другой - в другой. Если лидеру удастся грамотно разделить участников на подгруппы и распределить между этими подгруппами подходящие им задания, то в таком случае эффективность существенно возрастёт по сравнению с группами, без использования разделения труда.
· Распределение задач в группе так же позволяет убрать некоторую часть лишних коммуникационных каналов. При, например, децентрализованных коммуникационных сетях информация обходит всех участников без исключения. С разделением труда же информация начинает циркулировать исключительно в заинтересованных в ней кругах. Например, зачем автору упаковки технические особенности заворачиваемого в неё продукта?
· Помимо прочего, работа в узконаправленном русле позволяет более качественно подойти к поставленной задаче, а не «распыляться» между множеством направлений.
· Несмотря на очевидное увеличение общего числа потоков информации, весь прирост приходится на коммуникации внутри подгрупп, что может повысить качество результата и облегчает задачу лидера - к нему сразу поступает одобренное всеми участниками сети сообщение, вместо работы с сообщениями каждого из участников.
Недостатки
Недостатки объединённой коммуникационной сети:
· Специализация участников коммуникационной группы автоматически увеличивает число функций каждого из участников, что усложнит работу лидеру, а так же может стать серьёзным ограничительным фактором для некоторых творческих задач, в случае жёсткой очерченности функций.
· Работавшим в разных направлениях подгруппам будет сложно в итоге объединить свои результаты, так как им, во-первых, недоступна целая картина, а, во-вторых, специализация мешает пониманию друг друга людей из разных направлений. Эта ситуация накладывает на лидера большую ответственность, так как он - единственный, кто сможет в итоге объединить совместные усилия.
· Высок риск того, что участники подгруппы сконцентрируются на задаче своей подгруппы и утратят задачу всей группы в целом.
Однако одной лишь теории для оценки объединённой коммуникационной статьи недостаточно. Проверку справедливости критики автор статьи предлагает на примере из практики.
Глава 3
В этой главе мы рассмотрим применение объединённой коммуникационной сети в реальной жизни и по тому, насколько она «справилась» с заданием, оценим её эффективность.
Идеальные условия для наблюдения коммуникационных сетей в небольших группах были обнаружены автором в Кейс-клубе при ГУ-ВШЭ.