Роль планирования на предприятии
В системе экономического регулирования деятельности компании одно из ключевых мест занимает планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств. Вопросы планирования наиболее широкое отражение нашли в отечественной и зарубежной литературе, посвященной планированию экономических систем на макро- и микроуровнях.
Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных предприятием целей.
Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и сроки использования, режим потребления и т.д.[21]
Спланировать деятельность предприятия - это значит определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынков видов, объемов товаров и сроков их выпуска.
Существуют два подхода к пониманию сущности планирования: широкий и узкий.
В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений, относящихся к общим событиям. Таким решения могут быть связаны с постановкой целей и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения предприятия в предстоящем периоде.
В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов - планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений.
В настоящее время планирование деятельности является экономической основой свободных рыночных отношений всех хозяйственных субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Посредством планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и объемом их предложения предприятием на макроэкономическом уровне. На уровне предприятия планирование призвано обеспечивать выпуск высококачественной продукции в необходимых количествах и номенклатуре на основе эффективного и рационального использования ресурсов, а также взаимоувязку деятельности отдельных структурных подразделений[23].
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что недооценка планирования деятельности в рыночных условиях или его некомпетентное осуществление приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и. в конечном итоге, к банкротству. Поэтому грамотная экономическая политика состоит не в отрицании, а в использовании принципов планирования.
Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач[23]:
предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка производственной программы предприятия;
исследование требований потребителей и формирование программы, ориентированной на их запросы;
обеспечение выпуска продукции более высокого качества;- непрерывное повышение эффективности производства на основе дальнейшей специализации и кооперирования;
выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;
применение наиболее экономических технологий и оборудования;
согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия и направленность этих действий на достижение взаимовыгодных результатов.
Условия, от которых зависит эффективность планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия планирования[5]:
Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.