Анализ макроокружения предприятия
Макроокружение создает общие условия нахождения предприятия во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятому предприятию, хотя степень влияния состояния макроокружения на различные предприятия различна, что связано с различиями в сферах деятельности и внутренним потенциалом предприятия. Еще одной особенностью макроокружения является то, что предприятие не в состоянии переломить тенденции развития в нем, но может корректировать свою деятельность, используя положительные изменения факторов макроокружения в своих интересах, и стараться нивелировать его негативные воздействия.
Главная задача этого этапа стратегического анализа ситуации - это выявление возможностей и угроз для предприятия, обусловленных основными тенденциями изменения факторов макроокружения, и выработка мер использования первых (возможностей) и преодоление вторых (угроз), направленных на достижение целевых ориентиров предприятия (рост, стабильность, сокращение). Кроме того, необходимо в целом оценить агрессивность макроокружения для предприятия.
Таблица 5 - Анализ и оценка возможностей макроокружения предприятия
Факторы макроокружения |
Состояние фактора |
Прогнозируемая тенденция развития |
Характер влияния («+», «-») |
Бал льная оценка |
Коэффициент относительной важности |
Возможная реакция |
1. Экономические факторы | ||||||
1. Темпы роста ВВП, % |
5,9-6 |
5,8 |
«-» уменьшение объема продаж; «-» уменьшение выпуска; |
-2 |
0,04 |
Снижение себестоимости. |
2. Уровень инфляции,% |
11 |
8,5 |
«+» снижение роста отпускных цен на сырье; «-» ухудшение уровня жизни работающих; |
+3 |
0,1 |
Дифференциация цен на продукцию. |
3. Цены на энергоресурсы, % |
Рост цен 11,4 |
Дальнейший рост |
«-» увеличение себестоимости продукции; «-» уменьшение реальной прибыли; |
-3 |
0,1 |
Внедрение энергосберегающих технологий. |
4. Налогообложение |
ЕСН - 26%, НДС - 18%, Налог на имущество до 2%, налог на прибыль - 24%. |
Такие же ставки налогов. |
«-» не стимулирует производственную деятельность; |
-1 |
0,01 |
Активация службы сбыта. |
5. Местный бюджет и его исполнение |
Доходы 10,1 млрд. руб.; Расходы 9,6 руб. |
Доходы 12399019 млрд. руб.; Расходы 2531547 руб. |
«+» поддержка малого бизнеса; «+» снижение аренды; «-» появление конкурентов. |
+1 |
0,06 |
Расширение ассортимента. |
2. Политические факторы | ||||||
1. Политическая ситуация в стране |
Стабильная |
Стабильная |
«+» возможность предсказания политической ситуации; |
+0.5 |
0,01 |
Возможность увеличения инвестиций. |
2. Таможенная политика |
Высокие экспортные пошлины |
Введение квотирования на экспорт |
«-» затрудняется сбыт продукции за рубеж; |
-0.5 |
0,05 |
Поиск новых потребителей на внутреннем рынке |
3. Социальные факторы | ||||||
1. Демографическая ситуация |
Высокий уровень миграции |
Повышение уровня миграции |
«-» отток квалифицированного персонала; «-» уменьшение предложения рынка труда; |
-2 |
0,06 |
Переподготовка кадров, стимулирование труда. |
4. Рыночные факторы | ||||||
1. Падение реальных доходов предприятий,потребителей, % |
5% |
Дальнейшее снижение на 8-10% |
«-» затруднение сбыта, проблемы просроченных платежей; |
-3 |
0,1 |
Уменьшение объемов производства, поиск новых рынков, маркетинговые исследования. |
2. Уровень конкурен- ции |
Повышается за счет ускоренного развития НТП и маркетинговой системы |
Дальнейшее усиление |
«-» уменьшение прибыли, потеря клиентов; «+» возможное сокращение издержек путем совершенствования техники и технологий; |
-1 |
0,08 |
Повышение конкурентоспособности по всем возможным направлениям. |
5. Научно-технические факторы | ||||||
1. Технология производства |
Наличие патентов, лицензий |
Дальнейшее совершенствование процесса производства |
«+» снижение издержек, улучшение деловой репутации, появление новых покупателей и потребителей; |
+3 |
0,14 |
Увеличение объемов производства, сокращение численности персонала, снижение цены для выхода на новые сегменты рынка. |
2. Уровень автоматизации производства |
Повсеместная применяемость |
Сохранение тенденции |
«+» совершенствование документооборота «+» уменьшение обслуживающего персонала; «+» уменьшение себестоимости продукции; |
+2 |
0,1 |
Приобретение новых автоматизированных линий. |
3. Средства связи и ЭВМ |
Повсеместная применяемость |
Компьютеризация, упрощение доступа |
«+» увеличение скорости обмена информации; «+» доступность информации (Internet); |
+1 |
0,04 |
Приобретение оргтехники. |
4. Совершенствование продукта |
Научные исследования |
Новые разработки |
«+» изготовление принципиально нового продукта, отвечающего требованиям потребителей; |
+1 |
0,1 |
Переход на производство более совершенных продуктов. |
6. Международные факторы | ||||||
1. Валютный курс |
27,8 руб. |
27,7 руб. |
«-» незначительное снижение экспортно-импортной прибыли; |
-0.5 |
0,01 |
Ориентация исключительно на поставщиков внутри страны. |
Итого: |
1 |