Анализ конкурентов и их возможных действий
Наибольшее значение имеет конкуренция между существующими предприятиями отрасли.
С целью анализа конкурентов в отрасли необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. Стратегическую группу конкурентов образуют предприятия с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями. Для выявления стратегических групп конкурентов необходимо составить карту стратегических групп конкурентов по следующему алгоритму:
. Выбор характеристики предприятия отрасли: цена, количество, ассортимент, уровень сервисного обслуживания и др. Выбор характеристики зависит от цели анализа.
. Построение карты с двумя некоррелирующими между собой характеристиками.
. Позиционирование (размещение) предприятий отрасли на построенной в пункте 2 двухкоординатной карте с учетом значений выбранной пары характеристик.
. Объединение предприятий, попавших в одно пространство, в стратегическую группу.
. Начертание вокруг каждой из стратегических групп окружности, диаметр которой для наглядности определяется пропорционально доли стратегической группы в общем объеме продаж.
Наиболее сильна конкуренция между предприятиями одной стратегической группы. Чем больше предприятий в группе, тем сильнее конкуренция. Увеличение числа стратегических групп в отрасли, близко расположенных друг к другу, будет способствовать росту конкуренции. Предприятия, далеко стоящие от стратегических групп, не будут являться явными конкурентами.
Согласно приведенной схеме построим несколько карт (рисунок 5).
Анализ карт стратегических групп позволяет установить состав стратегических групп и их позиции, состав предприятий в группе и их позиции, основных конкурентов, оценить уровень конкуренции в отрасли.
В качестве характеристик выбраны цена и ассортимент продукции, а также качество и упаковка продукции.
Рисунок 5 - Карта стратегических групп конкурентов ОАО « ККХП» по цене и ассортименту
На основе рисунка можно отметить, что наиболее сильными конкурентами являются «Пермский мукомольный завод» и «Омский мукомольный завод ». Оба предприятия занимают значительную долю на рынке, а так же имеют достаточно широкую номенклатуру продукции. Однако преимуществом «Пермского мукомольного завода» является относительно невысокая цена продукции, подобное преимущество есть и у ОАО « ККХП».
Рисунок 5 - Карта стратегических групп конкурентов ОАО «ККХП» по качеству и разнообразию упаковки
В соответствии с полученным рисунком можно сказать, что наиболее ближайшими конкурентами в данной группе остались «Пермский мукомольный завод» и «Омский мукомольный завод». Примерно на том же уровне по качеству продукции находиться ОАО «ККХП».
Таким образом, в результате проведения группировки конкурентов ОАО «ККХП» в стратегические группы мы получили возможность выявить основных конкурентов, их позиции.
После выявления ближайших (основных, явных) конкурентов необходимо оценить их позиции по схеме, приведенной на рисунке 6.
Рисунок 6 - Элементы анализа конкурентов (по М. Портеру), «Пермский мукомольный завод»
Рисунок 6 - Элементы анализа конкурентов (по М. Портеру),
«Омский мукомольный завод»
Как уже отмечалось выше, в отрасли действует множество предприятий. Cреди местных предприятий есть определенное территориальное разделение рынка и конкуренция здесь не носит жесткого характера. В этом случае можно говорить скорее о взаимной координации действий.
Сильными конкурентами являются пермский и омский мукомольный заводы, что связано с постоянными технологическим усовершенствованием и повышением производительности труда. Так пермский завод не только сохранил, но и укрепил свою позицию на рынке. Его преимеществом является :