Совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия
Оценить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия позволяет SWOT- анализ (SWOT по начальным буквам английских слов «сила», «слабость», «возможности», «угрозы»), который является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды предприятия. Применяя данный метод, удается установить цепочки связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, и внешними угрозами и возможностями, которые могут быть использованы для формирования стратегий предприятия. Технология проведения SWOT- анализа предусматривает заполнение матрицы, которая представлена на рисунке 7.
В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы:
сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т. п.;
слабые стороны предприятия - это отсутствие какого-то важного для функционирования предприятия фактора или то, что пока ен удается осуществить по сравнению с конкурентами, ставящее предприятие в неблагоприятное положение (слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация предприятия на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса т. п.);
рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, увеличение налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.;
рыночные возможности - благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущства.
Матрица «SWOT» |
ВОЗМОЖНОСТИ 1.Выход на новые внутренние и внешние рынки. 2.Углубление дифференциации в запросах покупателей. 3. Увеличение объемов производства. 4.Совершенствование технологий |
УГРОЗЫ 1.Рост силы конкурентов. 2.Ухудшение уровня подготовки технических специалистов. 3.Снижение платежеспособности |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1.Соответствие продукции стандартам. 2.Приобретение нового оборудования. 3.Большой опыт работы в отрасли. 4.Наличие лицензий. |
Развитие и рост. При выходе на новые рынки предприятие в состоянии предложить высококачественную, соответствующую стандартам продукцию при невысокой цене. Рост рынка позволит выйти на новые сегменты и завоевать новых покупателей |
При проведении эффективной политики по снижению издержек производства предприятие сможет снизить цену на предлагаемую продукцию. Высокое качество продукции позволит сохранить покупателей. |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1.Недостаток средств, инвестиций. 2.Текучесть кадров. 3.Низкая скорость реакции управления на изменения во внешней среде. 4.Недостаточно развитый маркетинг. 5.Высокая дебиторская задолженность. |
Выход на новые рынки, расширение ассортимента позволит получить дополнительные финансовые средства для обновления оборудования и совершенствования структуры управления. Сохранение объема производства способно уменьшить текучесть кадров. |
Поиск новых рынков сбыта для уже имеющихся и вновь разрабатываемых товаров. Необходимо сокращение производства нерентабельного продукта. |