Принципы и методы управления персоналом
Обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене управления. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу. Недостаток же парализует деловую активность и инициативу. Если подразделению доверено право принимать на работу сотрудника, то оно должно всецело нести ответственность за него.
Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе. В кадровом менеджменте такая состязательность является основой отбора и продвижения работника в рамках организации, определения уровня вознаграждения.
Максимально широкое вовлечение работников в процесс подготовки и принятия решений, причем уже на самых ранних его стадиях. В западных фирмах, например, все большее распространение получает практика, когда вопрос о приеме на работу нового сотрудника решают его будущие коллеги. Они присутствуют на кадровых собеседованиях, знакомятся с резюме и сочинениями.
К другим принципам управления персоналом относятся:
· безусловное соблюдение требований законодательства о труде;
· ориентированность на будущее;
· поддержание баланса интересов организации и работников;
· создание условий для минимизации увольнений и сохранения занятости;
· широкое сотрудничество с профессиональными союзами;
· максимальная забота о каждом человеке, уважение его прав, свобод, достоинства, поддержание чувства самоуважения;
· справедливое вознаграждение достижений;
· немедленное реагирование на изменение поведения;
· доверие между менеджментом и работниками;
· максимальное делегирование полномочий и ответственности;
· привлечение на работу специалистов высокой квалификации;
· поощрение несогласия.
Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые отличаются способами воздействия на людей.
Различают несколько видов методов:
) Административные:
· установление госзаказов
· формирование структуры органов управления
· утверждение административных норм и нормативов
· правовое регулирование
· издание приказов, указаний и распоряжений
· инструктирование
· отбор, подбор и расстановка кадров
· утверждение методик и рекомендаций
· разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации
· разработка другой регламентации документации
· устранение административных санкций и поощрений.
) Экономические:
· технико-экономический анализ
· технико-экономическое обоснование
· технико-экономическое планирование
· экономическое стимулирование
· финансирование
· мотивация трудовой деятельности
· оплата труда
· капиталовложения
· кредитование
· ценообразование
· участие в прибылях и капитале
· налогообложение
· установление экономических норм и нормативов
· страхование
) Социально-психологические:
· социально-психологический анализ
· социально-психологическое планирование
· создание творческой атмосферы