Сущность менеджмента и основное содержание процесса управления
Управление - сознательное, целенаправленное воздействие со стороны субъектов и органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направлять их действия для получения желаемого результата.
Менеджмент (Теория управления) - управление производством, основанное на совокупности методов, принципов, средств управления для повышения эффективности и прибыльности производства.
Теория - совокупность научных положений, система знаний по какому - либо вопросу.
Предприятие должно быть управляемо. Управление же может эффективно осуществляться при наличии на предприятии особых работников и структурных подразделений, занимающихся управлением.
По масштабам, пределам полномочий и ответственности, степени детализации можно выделить: генеральный менеджмент и менеджмент на уровне отдела (подразделения).
Организационные функции генерального менеджмента предприятия включают:
· непосредственно организационную функцию, то есть формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности компании, причем каждый служащий компании должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;
· управление, то есть управление деятельностью компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для среднего и низшего звена служащих и других работников компании, стимулирование качественного выполнения работы;
· контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем, чтобы отклонения были проанализированы и устранены;
координацию, то есть объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации. Техническими приемами координации являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседаний различных комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.
Менеджмент на уровне отдела (подразделения) выполняет следующие функции:
− постановка целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями корпорации;
− организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов);
− управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела;
− координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи.
Руководители низшего звена (операционные руководители) это лица, управляющие работниками, непосредственно осуществляющими - производственные функции. Примером руководителей низшего звена могут быть производственные мастера, бригадиры, начальники секции, старшие клерки, заведующие секторами. Их деятельность отличается разнообразием и оперативностью, им приходится решать множество текущих задач, которые выходят из производственного организационного ритма.
Функции управления весьма многогранны. Можно выделить как самостоятельные многие производственные функции, такие, как маркетинг, бухгалтерский учет, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, материально-техническое снабжение, управление кадрами и качеством продукции. Но наиважнейшими этапами организации управленческого процесса являются: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), мотивация и контроль.
Схематично процесс управления представлен на рисунке 1.1.
Рис.1.1 - Процесс управления с точки зрения открытых систем
К объектам относятся: коллектив, производственный процесс, предприятия.
менеджмент управление стиль школа
Организация - это группа лиц, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
С точки зрения управления организации могут быть формальными и неформальными.
Признаки, характеризующие организацию:
- Наличие цели;
- Наличие в организации некоторого количества участников;
- Наличие внутреннего координационного центра;
- Координация внутренних процессов путём саморегулирования;
- Обособленность;
- Организационная культура.
Руководители - лица, осуществляющие управленческую деятельность. Для организации это управленческий аппарат.
Кадры управления представляют решающий и наиболее активный элемент системы управления: они вырабатывают цель, обеспечивают нормальное функционирование объекта управления и достижение поставленной цели.
К кадрам аппарата управления относятся все работники, занятые в системе управления производством, для которых функция управления является профессиональной (синонимы: кадры управления; состав аппарата управления; административно-управленческий персонал).