Сущность и понятие организационной структуры управления персоналом
Категория "структура" относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность.
Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.
Организационная структура - это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели [3, с.69].
Основные концепции, играющие отношение к структуре:
. Специализированное разделение труда представляет закрепление данной работы за специалистами. Во всех организациях, за исключением самых малых, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области [2, с.90].
Вертикальное разделение труда представляет отделение работы по координации от выполнения заданий. Оно необходимо для успешной групповой работы. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля. Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то имеет место широкая сфера контроля. Если каждому руководителю подчиняется небольшое количество сотрудников - сфера контроля узкая.
Регулярное воспроизведение таких видов деятельности, как распределение заданий, руководство и координация действий сотрудников, формирует структуру организации, а потенциальная возможность различных их комбинаций объясняет различия организационных структур.
. Структура всегда должна отражать стратегию. После выбора стратегии и разработки плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению целей. Структура основывается на стратегии и должна обеспечивать ее эффективность настолько, насколько это возможно с точки зрения общей ситуации [2, с. 303].
. Детерминизм - концепция, предполагающая, что структура организации определяется внешней средой [5, с.601]. Сторонники ситуационного подхода исходят из того, что структура преуспевающих организаций соответствует принятой стратегии и внешней среде, в которой они осуществляют свои операции.
Объективные факторы и условия определения разнообразия организационных структур:
размер деятельности предприятия (малое, среднее, крупное);
специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей;
характер выпускаемой продукции (тип производства);
сфера деятельности предприятия (организация на местный, национальный или внешний рынок);
масштабы заграничной деятельности и формы ее осуществления;
вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).
Признаки оптимальной структуры:
небольшое число уровней руководства;
небольшие подразделения или автономные группы с высококвалифицированным персоналом;
целенаправленная работа на потребителей;
предусмотрение изменений или быстрая реакция на них;
высокая производительность и низкие затраты - высокая эффективность [2, с. 272-295].
Существуют три главных этапа в проектировании любой организационной структуры управления:
1. Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи данную стадию создания организационной структуры полезно также разбить на подгруппы, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранения бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не упустить важную составляющую часть работы). Выделяются следующие направления исследований, которые необходимо провести на рассматриваемом этапе построения организационной структуры. Они включают анализ: