Основные методы управления качеством
Качество - емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения, можно выделить несколько методов управления качеством.
Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются, в основном, административные, технологические, экономические и психологические методы. Все они могут быть классифицированы по различным признакам (табл.1)
Таблица 1 " Классификация методов управления качеством"
Классификационный признак |
Методы управления качеством | |||
административные |
технологические |
экономические |
психологические | |
Мотивы поведения |
необходимость соблюдения требований к качеству и наличия ответственности за качество |
Смешанные (соблюдение требований, материальный и моральный интерес) |
материальный интерес |
моральный (духовный) интерес |
Классификацион-ный признак |
Административные |
Технологические |
Экономические |
Психологические |
Характер воздействия |
прямой |
прямой |
косвенный |
косвенный |
Основной канал воздействия |
организационный (регламентирование, стандартизация и т. п. |
Инженерно- технологический (автоматика, автоматизация, механизация и т.п.) |
экономический (зарплата, цены и т. п.) |
социальный (свойства личности, статус личности, общность интересов работников и т. п.) |
Основа выбора методов |
организационный анализ |
Возможности техники, технологии и соответствие требованиям экологии и безопасности |
технико-экономический анализ |
социально-психологические исследования |
Ограничения при выборе методов |
соответствие правовым нормам и требованиям в области качества |
качеству |
соответствие экономическим законам и нормативам по |
соответствие морально-этическим нормам, правилам и требованиям |