Условия труда
Условия труда и отдыха работников секретариата. Важнейшим фактором обеспечения производительной и качественной работы секретаря-референта при сохранении здоровья являются соответствующие санитарно-гигиенические нормы условий труда. К санитарно - гигиеническим нормам и эстетическим составляющим рабочего места относятся: нормальное освещение, благоприятная окраска рабочего помещения, устранение шумов, вентиляция и температура воздуха, озеленения помещения, установление правильного режима труда и отдыха.
Основные санитарно - гигиенические нормы оговорены стандартами, приведенными в таблице (таблица 1).
Таблица 1 Санитарно-гигиенические нормы
Санитарно-гигиенические факторы |
Нормативные показатели |
Температура воздуха, ºС: летом зимой |
22-25 18-21 |
Относительная влажность воздуха, % |
40 - 60 |
Скорость движения воздуха, м/с, не более |
0,2 |
Освещение рабочей поверхности, лк: люминесцентными лампами лампами накаливания |
300 150 |
Уровень шума, дБ, не более |
40-65 |
Содержание вредных примесей, мг/м³ пыли |
15-20 |
Коэффициент отражения стен, % не более |
60 |
Важным условием благоприятного микроклимата на рабочем месте является оптимальное освещение. Так как большинство документационных операций связано с использованием зрения (чтения, письма, работы на компьютере), напряжение зрения вызывает напряжение всех мускулов тела человека и влечет общее утомление.
Приемная должна, по возможности иметь естественное освещение.
Свет должен падать на рабочие поверхности стола и средств оргтехники с левой стороны или спереди. При этом источник света следует располагать под углом более 30º от горизонтальной линии взора (рисунок 4).
Освещение рабочего места может быть общим (светильники установлены на потолке) или местным (настольная лампа).
Оптимальной температурный режим в помещении является предпосылкой хорошей работоспособности. Высокая температура в помещении вызывает сонливость, усталость, снижает работоспособность. В холодном помещении рассеивается внимание, что вредно для людей, занятых умственным трудом.
секретарь культура деловой командировка совещание
Рисунок 4. Рекомендуемое положение секретаря относительно дисплея.
Борьба с шумом в помещении ведется путем звукоизоляции шумящего оборудования и рабочих мест. Для уменьшения шума непосредственно в его источнике можно положить войлочные или поролоновые подкладки, поставить глушители на телефонные аппараты, смазать двери, подклеить фланелью или аналогичным материалом ножки стульев. Для защиты от внешнего шума рекомендуется использовать беруши, которые снижают воспринимаемость внешних шумов на 50%.
Что касается цветового оформления приемной, то использование соответствующего цвета не только улучшает внешний вид служебного помещения, но и повышает производительность труда, сокращает утомляемость, оказывает на человека положительное психологическое влияние.
С помощью цвета можно также подчеркнуть или затушевать особенности приемной. Например, светлая окраска зрительно увеличивает маленькую комнату, темная - уменьшает. Используя различные цвета, можно зрительно разделить помещение на отдельные участки. Важным является использование цвета в качестве носителя информации. Например: секретарь использует цвет при раскладке документов в папке различных цветов, выделяет отдельную группу карточек в картотеке и так далее.