Методы и способы стратегии и тактики в организациях
Г. Джонсон и К. Скулз определяют стратегию как «направление развития организации в долгосрочной перспективе, позволяющее получить преимущества путем использования имеющихся ресурсов в условиях изменяющейся окружающей среды для удовлетворения потребностей рынка и ожиданий стейкхолдеров» [25.С.21]. В соответствии с определением «Большого экономического словаря» стратегия - это «искусство руководства, общий план ведения работы, исходя из сложившейся деятельности на данном этапе развития» [2.С.134]. В «Современном экономическом словаре» экономическая стратегия определяется как «долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства организаций в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты» [10.С.143].
Ч. Хофер и Д. Шендель выделяют три уровня стратегий - корпоративную стратегию, бизнес-стратегии и функциональные стратегии.
Корпоративная стратегия отражает специфику деятельности организации, носит наиболее общий характер и характеризует перспективы ее развития вцелом.
Бизнес-стратегии относятся к отдельным направлениям деятельности организации и характеризуют развитие ее стратегических бизнес-единиц и (или) отдельных предприятий. Наконец, функциональные стратегии относятся к отдельным предметным областям - операциям (основной деятельности), маркетингу, финансам, НИОКР, персоналу, информационным технологиям [26.С.15].
Таким образом, имеется ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления и на его отличия от «обычного» управления.
Наиболее удачным, подходящим к нашему исследованию определением стратегического управления мы считаем определение, данное президентом Ассоциации развития управления, членом редколлегии ряда экономических и управленческих журналов О.С.Виханским: «Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны 'окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [3.С.7].
Именно это определение наиболее четко отражает наш взгляд на стратегическое управление.