Классификация целей
Выбор и формулирование целей определяются конкретными условиями их реализации на ближайший период, определяют конкретными условиями их реализации на ближайший период, определяют стратегию организации.
Для упорядочения множества целей организации применяется их группировка по разным критериям, среди которых выделим главные:
. По масштабу деятельности
глобальные (общие) - главные цели, определяющие стратегическое направление всей деятельности организации
локальные (частные) - составные части главной цели
. По объектам - цели организации в целом, цели структурных подразделений (стратегических зон хозяйствования - СЗХ, стратегических единиц бизнеса -СЕБ), функциональных подсистем организации:
Экономические, т.е. укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности.
Научно-технические цели концентрируются на создании и внедрении в производство новых и совершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня мировых стандартов.
Социальные цели - это создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня, ликвидация тяжелого и ручного труда, улучшение медицинского обслуживания.
Производительные - это выпуск продукции определенного объема товаров и услуг, повышение их качества.
Административные цели предполагают, в частности, достижение высокой управляемости, надежного взаимодействия между подразделениями и отдельными работниками, высокой дисциплины и слаженности в работе.
Маркетинговые цели - это завоевание новых рынков сбыта, привлечение новых покупателей, продолжение жизненного цикла продукции, достижение лидерства в продажах.
Положение на рынке, описываемое таким показателями, как доля рынка, объем продаж, относительная по отношению к конкуренту доля рынка, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;
Финансовые результаты, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала, рентабельность, доход на акцию и т.п.;
Инновации. Разработка, производство новых товаров и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов с области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки введения нового продукта, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, повышение качества продукции и т. п.;
Кадровые ресурсы, описываемые с помощью показателей выполнения трудовых функций и отношения к работе, рентабельности персонала, текучести кадров. Бизнес должен признать свою ответственность перед работниками - потребности и благосостояние сотрудников, высокая заработная плата. Лучшие условия труда, возможность роста, профессионального развития.
. По функциям управления:
цели анализа (оценка текущего направления динамики цены)
принятие решения (формируется под влиянием преобладающих или господствующих ценностей)
. По осознанности:
действительные
мнимые (приводят к банкротству, умиранию системы)
. По достижимости:
реальные (достижимые, полностью обеспеченные ресурсами)
фантастические
. По иерархии:
высшие (задаются на уровне руководства предприятия и важны для стратегического планирования)
промежуточные (определяются на уровне менеджеров среднего звена и имеют преимущественно тактическое значение)
низшие (устанавливаются на нижнем уровне управления и носят оперативный характер)
. По взаимоотношениям:
комплиментарные (мероприятия по достижению одной цели одновременно ведут к достижению другой цели)
индифферентные (достижение одной цели никак не влияет на достижение другой цели)
конкурирующие (мероприятия по достижению одной цели приводят к снижению степени достижения другой цели)
. По объекту взаимодействия:
внешние (служат для взаимоотношений с партнерами вне организации)
внутренние (связаны со специфическими интересами организации и не требуют прямого участия других сторон)
. По значению:
цели функционирования
цели развития организации (роста: быстрого роста, ограниченного, стабильного)