Концепции лидерства
Современное положение вещей породило так называемый великий парадокс управления, когда менеджерам приходится контролировать все менее управляемые ситуации. Причем с ростом общей нестабильности в мире этот парадокс усиливается. В такой ситуации требуется в первую очередь лидер, а не администратор.
Систематическое изучение проблемы лидерства было предпринято с начала 1930-хх гг., когда выяснилось, что должность не делает людей лидерами (но эффективные лидеры умело используют её возможности). Сначала была поставлена цель выявить необходимые для осуществления функции лидерства характеристики личности. В результате возникла теория лидерских качеств, пытавшаяся определить их необходимый набор.
Например, М. Строгдилл считал, что к таковым относятся: ум, или интеллектуальные способности; превосходство в чем-то над другим; уверенность в себе; активность, энергичность, знание дела.
Дальнейшие исследования привели к формулировке четырех групп лидерских качеств:
1) физические - приятная внешность (рост, фигура, голос), хорошее здоровье, энергичность, представительность и пр.
2) психологические - темперамент, агрессивность, амбициозность, властность, независимость, смелость, самоутверждение, упорство, мужество;
) интеллектуальные - ум, логика, память, интуиция, эрудиция, стремление к творчеству, проницательность, быстрота и последовательность, концептуальность общения, чувство юмора;
) личностные: деловые - организованность, инициативность, дисциплинированность, ответственность, умение рисковать; личные - доброжелательность, тактичность, порядочность, участливость, честность, внимательность, коммуникабельность.
Для занятия лидирующих позиций, особенно в условиях конкуренции, действительно нужны те или иные выдающиеся качества, набор которых варьируется в зависимости от исторической эпохи. Но этот набор бесконечен, а требуемую степень их проявления и эффективное соотношение определить сложно. Поэтому концепция лидерских черт не позволяет создать универсальную модель лидера. Дальнейшие поиски привели к формированию поведенческой концепции лидерства, согласно которой главную роль в нем играют не личные качества того или иного человека, а манера отношений с окружающими. Конечно, личные качества и поведение лидера являются важным условием успеха, но более поздние исследования показали, что большую роль могут сыграть ситуационные факторы, объединяющие особенности личности и поведения. Человек становится лидером в условиях того или иного конкретного сочетания его личных качеств, характера работы, особенности внешней среды и т.п. С точки зрения ситуационного подхода лидерские качества относительны, но приобретение человеком статуса лидера в одной ситуации усиливает его позиции в других. Лидерство закрепляется, и человек начинает восприниматься как лидер вообще. Таким образом, лидерами становятся люди, стремящиеся к этому. В целом для успешного лидерства необходимы человек с определенным набором качеств (выше, чем у остальных) и соответствующая ситуация, повышенная активность.