Альтернативный и традиционный менеджмент: сравнительный анализ
В вопросах «Кто виноват и что делать?» или «В чем причина и кто будет делать»? заключено первое принципиальное различие двух систем управления.
Традиционный менеджмент имеет широкий диапазон стилей руководства - от жестко авторитарного, когда руководитель - это бог, царь и герой в одном лице: он все знает лучше всех, все решения принимает только сам, все остальные сотрудники не больше, чем простые исполнители указаний, до псевдодемократического, когда руководитель держится с подчиненными слишком близко, доступен и прост в обращении, советуется с ними, но суть системы управления от этого не меняется.
Любой руководитель, если будет честен перед самим собой, должен признать, что для него каждая сложная ситуация в его фирме - это всегда, и прежде всего, поиск виновного. Все руководители, конечно, не раз бывали в ситуации, когда в гневе или раздражении, или что еще хуже для окружающих, с пугающим внешним спокойствием требовали не приходить к ним, пока не будет найден тот, кто виноват в случившемся, не приходить без рапорта о наказании виновного или без предложений о таком наказании. Редкий из менеджеров набирался мужества сказать, что на самом деле виноват он сам, потому что неприятность произошла из-за недостатков системы, а вовсе не по вине конкретных сотрудников.
И еще одно системное следствие традиционного менеджмента: «Из 100 менеджеров не более 2-х получают удовольствие, остальные 98 испытывают ужасный стресс». Это заключение великого американского специалиста в области управления доктора Деминга. Здесь действительно выражена жестокая правда работы менеджера - проблемы валятся, их становится все больше и больше, ситуация становится стрессовой, как следствие инфаркты, нервные расстройства и т. д.
Альтернативный менеджмент нацелен на то, чтобы сотрудники воспринимали себя как люди фирмы, чувствовали себя ответственными за все, что на ней происходит.