Структура, цели и задачи анализа среды организации
Каждая производственная система функционирует в весьма дифференцированной среде, поэтому выработка стратегии ее поведения в значительной степени обусловлена факторами взаимодействия и влияния среды на стратегию фирмы. В общем виде анализ окружения (среды) фирмы есть процесс мониторинга организационного окружения, идентифицируемый с настоящими и будущими угрозами и благоприятными возможностями, которые могут влиять на способность фирмы к достижению ее целей. В данном случае организационное окружение представляет собой набор факторов внешней и внутренней ситуации организации, которые могут способствовать ее продвижению вперед для достижения поставленных целей.
Анализ организационного окружения базируется на общей теории систем, согласно которой современные организации более открыты и активнее взаимодействуют со своим окружением. Необходимо при этом отметить, что, несмотря на различия процедур анализа среды (окружения) фирмы, цель его одна: обеспечить своевременное реагирование управления на внешние и внутренние импульсы для увеличения своего успеха.
Для того чтобы анализ среды был действенным и эффективным, менеджер должен глубоко понимать структуры организационного окружения.
Последнее включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной стратегической деятельности. Буквально все, что можно назвать вне и внутри фирмы, может быть включено в данное понятие, поскольку все элементы среды могут оказывать на нее влияние. Среда никогда не бывает стабильна, и, конечно, каждая организация должна знать не только свою среду обитания и природу ее изменений, но и уметь реагировать на эти изменения, ибо неудача в приспособлении к среде выльется в неудачный бизнес.
В общем виде среда выступает как спектр некоторых ограничений. Например, желание расширить деятельность фирмы упирается в финансовые ограничения и ресурсные возможности предприятия. Руководство предприятия в своей деятельности по реорганизации может быть ограничено сопротивлением со стороны сотрудников. Потребительский спрос как часть внешней среды влияет на возможность фирмы достигнуть поставленных плановых показателей прибыли и продаж.
Среда организации делится на общую, оперативную и внутреннюю. На рис. 2 показаны взаимоотношения каждой среды с организацией в целом, а также указаны различные компоненты, из которых состоит каждый уровень. Менеджеры должны иметь четкое представление об этих уровнях среды, знать, из каких факторов они состоят, понимать, каким образом каждый фактор и отношения между факторами влияют на деятельность организации, и в конечном итоге - уметь управлять деятельностью организации в свете этого понимания.
Рис. 2. Организация: уровни ее окружения и составляющие этих уровней
.1 Общая среда
Общая среда - это уровень внешней среды организации, состоящий из компонентов, которые, как правило, характеризуются глобальными масштабами и имеют слабое непосредственное влияние на менеджмент организации. Что же представляют собой эти компоненты?
Экономический компонент показывает, как используются и распределяются ресурсы внутри этой среды. Примерами факторов экономического компонента могут служить валовой национальный продукт, корпоративные прибыли, уровень инфляции, производительность труда, уровень безработицы, платежный баланс, банковская процентная ставка, уровень налогообложения, доходы и расходы потребителя.
Социальный компонент - компонент, определяющий характеристики общества, в котором существует организация. Уровень грамотности, образования, обычаи, верования, ценности, образ жизни, возраст, географическое расположение и мобильность населения - все это социальный компонент общей среды. Для менеджеров важно помнить, что общественные перемены неизбежны.
Политический компонент - компонент, включающий элементы, которые относятся к категориям государства: например существующий государственный строй, отношение государства к различным отраслям хозяйства, уровень лоббирования различных групп интересов, прогресс в принятии законов, платформы политических партий и (иногда) намерения кандидатов в борьбе за власть.
Юридический компонент - компонент, определяющий правила и законы, по которым должно жить общество. Анализ правового компонента дает организации возможность определить допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими хозяйствующими субъектами, а также с государственными и муниципальными структурами. Следует отметить, что в России еще не сформировалась до конца законодательная база для функционирования современной рыночной экономики, что накладывает определенный отпечаток на деятельность фирм и организаций.