Сущность, принципы и функции современного менеджмента
Стратегическое управление предполагает анализ внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды соответственно включает в себя анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения.
Анализ макроокружения включает в себя:
- анализ влияния экономических факторов (инфляция, курсы валют, уровень безработицы, процентные ставки, ставки налогов, показатели производительности труда и др.); https://dezinfo.net/mix/mozhno-li-vylechit-alkogolizm-v-domashnih-usloviyah.html
- анализ правового регулирования;
- анализ политических факторов;
- анализ социальных факторов (рост и возраст населения, уровень образования, уровень жизни, верования, обычаи, традиции, жизненные ценности);
- анализ научного и технологического развития.
Анализ непосредственного окружения предполагает:
- анализ покупателей (составляется профиль покупателей);
- анализ поставщиков;
- анализ конкурентов;
- анализ рынка рабочей силы.
Анализ внутренней среды предусматривает:
- анализ кадрового состава;
- анализ организационных процессов (коммуникации, нормы и правила, процедуры, соотношение прав и ответственности, иерархия подчинения и др.);
- анализ маркетинговых процессов (выбор продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения товара, выбор рынков сбыта, систем сбыта товара, связи с общественностью и др.);
- анализ финансового состояния.
Прогнозирование - это вероятностное определение хода дальнейших событий. Прогнозирование может осуществляться:
- до начала процесса планирования (например, на основе известной предыстории продаж делается прогноз будущих объемов продаж, после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.);
- параллельно с процессом планирования (например, прогнозирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);
- по окончании процесса планирования (например, в связи с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и других факторов в предшествующем и текущем периодах не представляется возможным точно оценить затраты организации в будущем периоде; на будущий период делаются оптимистический и пессимистический прогнозы).
Планирование - это процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Планирование зависит от целей и стратегии развития организации.
Выделяют следующие виды стратегии планирования:
- стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финансовых показателей и т.д., от достигнутого плюс прирост в %).
- стратегия ограниченного роста во времени (от достигнутого плюс прирост на инфляцию).
- стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т.д.).
- стратегия сокращения (функций или подразделений организации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т.д.).
- комбинированная стратегия.
После определения целей и стратегии развития приступают к планированию необходимых для выполнения задачи ресурсов.
Принятие решений - это основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения принимают руководители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и системотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организации. Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченности времени. В случае если в организации стремительно нарастают негативные тенденции, очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реакции на изменение ситуации входит в противоречие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда вовремя. В этом заключается искусство руководителя.
Мотивация - это процесс побуждения к труду. К содержательным теориям мотивации относятся:
- теория А. Маслоу;
- теория К. Альдерфера;
- теория Д. Мак-Клелланда;
- теория Ф. Герцберга.
А. Маслоу (1908-1970) предложил следующую иерархию побуждающих человека к труду потребностей:
• физиологические потребности (голод, жажда);