Оценка эффективности лидерства на предприятиях туризма за рубежом
На пороге третьего тысячелетия западный бизнес, по оценкам некоторых аналитиков, начал переживать кризис лидерства в сфере туризма. Лишь 21% руководителей предприятий туризма мира уверены, что смогут эффективно управлять своими компаниями в XXI веке.
Этот вывод можно было бы признать не имеющим отношения к реальности или просто исследовательским артефактом, если бы он не получил подтверждения в ряде международных исследований.
Так, в исследовании Колумбийского университета, предпринятом в 2010 году, было показано, что топ-менеджер современной американской турфирмы держится у руля в среднем 4 года (в некоторых компаниях 2,5 года), то есть в два раза меньше, чем его предшественники несколько десятилетий назад. В 2010 году в США были отправлены в отставку 33% исполнительных директоров против 20% в 2009 году и 8% в 2008-м. Если прежде, как считают авторы, руководителей увольняли чаще всего за плохие финансовые показатели, то теперь - за отсутствие способностей к лидерству. Действительно ли топ-менеджеры туристических предприятий к концу XX века перестали успешно руководить, а их модели лидирования перестали быть адекватными? Скорее всего, ответ на этот вопрос не столь однозначен - новые экономические и политические задачи, ставшие приоритетными на рубеже веков, не могут быть реализованы с опорой лишь на традиционные модели лидерства.
В условиях глобализации требуются новые подходы, содержащие в себе не только стратегии, обеспечивающие эффективность деятельности туркомпании, но и стратегии, позволяющие развивать творческие, парадоксальные и рискованные подходы к деятельности компании как новый ресурс для ее развития.
В докладе "Эволюция управленческого лидерства", подготовленном входящим в структуру Andersen Consulting Институтом стратегических изменений по результатам специального исследования, рассматривался вопрос об изменении характера лидерства в туризме в связи с новыми задачами, стоящими перед компаниями. Цель исследования - выявить, какой профиль лидера туркомпании будет являться определяющим в будущем с точки зрения 20 крупнейших западных теоретиков и методологов менеджмента, с одной стороны, и 100 лидеров бизнеса из Нью-Йорка, Сан-Франциско, Лондона, Мельбурна, Сиднея, Праги, представлявших 88 наиболее динамично развивающихся туркомпаний США, Европы, Австралии, - с другой.
Привлеченных к исследованию респондентов попросили проранжировать такие качества лидера в сфере туризма, как глобальное мышление, способность предвидеть новые возможности, умение работать с командой и партнерами, и оценить место этих качеств в бизнесе в прошлом (5-10 лет назад), настоящем и будущем (5-10 лет вперед). Всего для оценки было предложено 14 характеристик глобального лидерства.
По данным исследования, большинство респондентов склоняются к точке зрения, что XXI век потребует модели лидерства в туризме, построенной на принципе командного, а не единоличного лидерства. Речь идет о необходимости постепенного отказа от авторитарной модели лидерства и замены ее моделью солидерства. Интенсивность слияний и поглощений отдельных компаний, характерных для процесса глобализации, неизбежно ставит вопрос о необходимости сознательного отказа топ-менеджеров туризма от части своей власти и полномочий. Кроме того, интеграция рынков и отраслей экономики заставляет крупные туристические компании ослаблять вертикальные иерархии и развивать гибкие горизонтальные структуры, предоставляя высокую степень автономии своим региональным и функциональным подразделениям.
Традиционное лидерство, по мнению авторов доклада, строилось на "признании статуса" и личностной харизме. Сегодня и в будущем топ-менеджер на предприятии туризма в большей степени должен стремиться к более мягкому влиянию, основанному на способности интегрировать общекорпоративные интересы, и убедительно транслировать их другим лидерам и подчиненным, используя для этого широкий спектр технологий коммуникаций. Это требует от новых лидеров, занятых в области туризма, большого внутреннего динамизма и восприимчивости с учетом разнородности этнических и возрастных культур, представленных в турфирмах, а также личного мастерства, стремления к самосовершенствованию, высокого уровня самокритичности, технологической компетентности. (Пугачев В.П. Руководство персоналом предприятий сферы услуг. М., 2010 - 368 с.)
Исследование показало также, что соединить все 14 характеристик глобального лидерства в одном лице практически невозможно. При этом для будущего, по оценкам респондентов, характеристики глобального лидерства в туризме выступают как исключительно важные, в то время как в "прошлом" и "настоящем" они имеют более "ломаный профиль".