Прозрачность и ее необходимость в системе управления проектами
Таким образом, коэффициент внешней (общественной, государственной) прозрачности определяет максимально допустимые параметры прозрачности для субъектов государства или общества. В свою очередь параметры прозрачности субъектов диктуют параметры прозрачности инструментов управления этими хозяйствующими субъектами. Изложенное характерно не только для системы управления проектами, но и в целом для инструментов менеджмента, обеспечивающих тот или иной уровень прозрачности компаний. По сути, последние события в сфере мировой экономики наглядно доказывают эти предположения. Так, с большой степенью уверенности можно говорить о том, что компании мирового значения, с огромными высокообразованными человеческими и иными ресурсами, конечно же, в большем объеме использовали в своей деятельности "передовые" технологии менеджмента, которые потом распространялись в ненавязчивой форме в странах СНГ. И эти высокообразованные ресурсы, огромные средства и "передовые" технологии привели в определенной степени к неожиданному кризису?! Думаю здесь уместно заметить - если кто-то знает, как все работает, то он также знает, как все не будет работать и готов из этого извлечь выгоду. В то же время, реальную потребность в прозрачности целесообразно разделять на потребность общества или государства и на потребность отдельных субъектов. И в зависимости от того, кому нужна прозрачность - определяться с инструментами менеджмента. Соотношение декларируемой и реальной прозрачности показано на рисунке 4. Например, государству для управления нужна прозрачность хозяйствующих субъектов и поэтому государство вводит правила, которые, по мнению государства, обеспечат необходимую прозрачность. В то же время, при отсутствии должной мотивации, субъекты не заинтересованы в обеспечении прозрачности своей деятельности в глазах государства и выходят за рамки этих правил, но обеспечивая, в тоже время, максимальную прозрачность для владельцев субъектов.
Рис.4. Соотношение декларируемой и реальной прозрачности
Из этого можно предположить, что на данном этапе в странах СНГ СУП в первую очередь нужен владельцам хозяйствующих субъектов, но не государству. Причем СУП владельцам нужна не как инструмент обеспечения прозрачности для внешней среды, а исключительно для внутреннего контроля и управления. В противном случае внедрение СУП превратилось бы в государственную или общекорпоративную политику.
Итак, можно резюмировать, что как невозможно внедрить СУП в полном его понимании и на качественно высоком уровне в отдельно взятом подразделении, также невозможно внедрить СУП в отдельно взятой компании, т.к. окружающая действительность диктует свои правила и существует в иной системе ценностей, нежели СУП. Но, принимая во внимание, что в странах СНГ будет сохраняться тенденция по декларативному обеспечению уровня прозрачности, то естественной будет и декларируемая потребность в таких инструментах, как система управления проектами. В то же время, со стороны владельцев крупных холдингов, корпораций, компаний существует и реальная потребность в таких инструментах, но в этом случае остро встает вопрос кадров и личного доверия этим кадрам. Поэтому потребность в консалтинговых услугах по внедрению таких систем будет иметь место, однако, о реальном внедрении и использовании такого рода инструментов на сегодняшнем этапе говорить достаточно трудно. Более того, в условиях экономического кризиса достаточно прогнозируемым является то, что субъекты бизнеса пойдут по пути сокращения расходов на обучение, консалтинг и внедрение, что соответственно понизит спрос на такие инструменты менеджмента как СУП, при этом декларативная потребность в них будет сохраняться. В свою очередь, это вызовет еще большую разницу между реальной и декларативной потребностью в прозрачности, что приведет к обострению конфликта интересов. В этой связи, вполне естественным будет предложение такого характера - необходима целостная и системная программа (государственная, межгосударственная, общественная), направленная с одной стороны - на поддержание и развитие потребности в прозрачности внешних и внутренних потребителей, а с другой - на внедрение инструментов, обеспечивающих потребность в прозрачности.