Модель стратегического планирования
В мире большое распространение получила модель стратегического планирования, состоящая из четырех стадий.
Стадия 1. Формирование предпосылок. Сбор информации об окружающей среде, деятельности отраслевых предприятий, конкурентах. Составление прогнозов на будущее. Оценка угрозы со стороны. Сравнение результатов прошлой деятельности и текущего состояния фирмы.
Стадия 2. Постановка проблем. Определение темпов роста фирмы (не менее 10 % в год). Прогноз результатов при условии сохранения действующей политики. Определение уровня притязаний. Сравнение, выявление разрывов. Выработка стратегии по ликвидации разрывов.
Стадия 3. Разработка долгосрочной стратегии. Процедура включает три аспекта: а) разработку долгосрочных целей; б) составление долгосрочных проектов; в) принятие курса долгосрочной политики.
Стадия 4. Оформление среднесрочных планов. Выдвижение среднесрочных проектов, привязка их к ресурсам. Составление планов ассортимента продукции. Подготовка планов развития (производственные мощности, персонал, прибыль).
В Японии применяются, естественно, и другие модели. Так, на фирме «Хитачи» принята модель из пяти стадий. На первой стадии осуществляется сбор информации об окружающей среде и проводится анализ текущего состояния компании. На второй выявляются стратегические проблемы. В известном смысле здесь используется модель «рост компании - доля рынка». На третьей стадии формируются цели компании и ее производственная политика. Четвертая стадия посвящается разработке планов отделений: план по сбыту каждого продукта; план производства; план расширения производственных мощностей; план по персоналу; план по прибыли. Пятая стадия - подготовка документа, который воплощает будущую производственную стратегию фирмы.
Однако все вариации не затрагивают стратегических идей и взглядов на будущее. В главном все ныне действующие схемы сходны: целеполагание, оценка текущего состояния, выбор стратегии, подготовка и реализация плана.
Что касается видов стратегий, то выделяются следующие:
лидерство по ценам, при котором компания пытается поставить себя во главе рынка путем установления цен на продукцию ниже, чем у конкурентов;
дифференциация, когда компания добивается конкурентоспособности путем выпуска продукта более высокого качества;
фокусирование - концентрация на конкретном участке рынка.
В зависимости от своего положения на рынке компания может принимать одну из нескольких конкурентных стратегий. Стратегия лидера рынка используется для удерживания лидирующего положения путем расширения спроса, защиты текущей доли на рынке и расширения рынка. Стратегия рыночного вызова используется компанией, находящейся на втором месте, для достижения лидерства с помощью скидок в цене, обновления продукции и избирательного продвижения. Стратегия рыночной ниши используется компанией, заинтересованной в небольшом специализированном рынке, который более крупные компании не могут заметить или заменить.
В завершение следует отметить, что главным условием эффективного функционирования стратегического планирования является постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей и привлечение к выработке и реализации стратегий широкого круга сотрудников. [30, стр. 62]
стратегическое планирование управление мотивация
Рассмотрение системы стратегического планирования в ООО «Сервис-Центр»
Краткая характеристика деятельности предприятия
ООО «Сервис-Центр» - это общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр». Место нахождения общества: Российская Федерация, г. Волгоград. Центральный р-н. Почтовый адрес общества: 400050, г. Волгоград, ул. Пархоменко, д.47.
ООО «Сервис-Центр» является юридическим лицом, имеет круглую печать и штампы со своим наименованием (эмблемой), свой торговый знак, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты, необходимые для хозяйственной и иной деятельности, ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность.
Целью деятельности общества является удовлетворение спроса населения на товары и услуги, получение прибыли.
ООО «Сервис-Центр» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Высшим органом ООО «Сервис-Центр» является собрание. Собрание состоит из участников или назначаемые ими лица. Участник ООО «Сервис-Центр» вправе передать свои полномочия другому участнику или представителю другого участника ООО «Сервис-Центр».