Показатели и критерии социального развития
Социальные показатели - количественная и качественная характеристики уровня развития, состояния, тенденций и направлений социальной динамики, применяемые в планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения научно обоснованным требованиям. В наиболее полном виде показатели всех сфер общественной жизни, прежде всего научно-технического и экономического развития, определяются и рассчитываются на базе статистических данных. Чтобы выявить все основные параметры социальных процессов, проводятся специальные исследования, призванные дать оценку их состояния на уровне общества, региона или отраслей народного хозяйства.
Показатели социального развития трудовых коллективов определяются главным образом самими коллективами, исходя из наличия возможностей в интересах развития и повышения эффективности его деятельности.
При выявлении уровня развития используются еще два важных показателя:
а) общий, по которому можно установить, отстает, опережает или находится на его уровне изучаемый процесс и явление в данной республике, области, городе, районе, после чего принимаются меры для усиления или стагнации воздействия;
б) нормативный, на основе которого также определяется соответствие научно обоснованным требованиям. [4, c 301]
Значения всех показателей изменяются от 0 до 1. Чем ближе значение показателя, стимулирующего социальное развитие коллектива предприятия, к 1, тем более высокое состояние изучаемого объекта. Для показателей, тормозящих социальное развитие коллектива предприятия, - наоборот. Если его значение стремится к 1, то уровень социального развития коллектива предприятия снижается.[11, с179] (См. приложение1)
На основе характеристики состояния и определения проблем развития вырабатываются меры по стимулированию процессов, в которых общество заинтересовано, и одновременно по ограничению явлений, представляющих предмет заботы, или по стабилизации условий, которые в целом могут соответствовать назревшим социальным потребностям. В этом отношении очень важно использование показателей развития за пятилетний, десятилетний и больший срок, по которым можно установить степень достижения поставленных целой, возможность их уточнения исходя из конкретной ситуации. [4, с 301-302].
Очевидно, что разработка, обоснование и применение социальных показателей направлены на принятие научно обоснованных управленческих выводов, нацеленных на повышение эффективности социального планирования и его действенности при решении как общих, так и специфических проблем общественного развития.
Выводы
1) Социальное развитие означает изменения к лучшему в социальной среде организации.
2) Социальное развитие необходимо для самоактуализации человека в профессиональной деятельности, повышения эффективности организации, лучшего исполнения целей организации и инструментальных целей работника.
) Направления социального развития коллектива следующие: создание единого статуса для всех работников, развитие социального партнерства, равенство в возможностях продвижения по карьерной лестнице каждого сотрудника, забота о нуждах работника, повышение профессионализма менеджеров, улучшение условий труда, обеспечение жильем, организация досуга и др.
) Осуществляя реализацию направлений социального развития, организация вполне вероятно может столкнуться со следующими проблемами: рассмотрение работников лишь как инструмент получения прибыли, недостаточная информированность работников о целях компании, нарушения по созданию единого статуса для всех работников, равенства в отношениях.
) Для оценки уровня развития персонала используются социальные показатели, благодаря которым можно определить совершенствуется ли социальная база организации.
Социальное развитие коллектива на примере ОАО "Савушкин продукт"
Характеристика предприятия ОАО "Савушкин продукт"
Компания "Савушкин продукт" - один из наиболее известных в Беларуси производителей молочной и соковой продукции, сотрудники которого в своей деятельности руководствуются международными стандартами ИСО 9001, НАССР, ИСО 14001, OHSAS 18001 и ИСО 22000.
Компанию "Савушкин продукт" знают не только в Беларуси, но и за рубежом. Продукция компании уже хорошо известна российскому покупателю, предприятие ведет поставки в 70 регионов Российской Федерации. Осуществляется экспорт в Казахстан, Армению, Азербайджан, Украину, Молдову и другие зарубежные страны.
Миссия компании: Дарить людям радость и здоровье, создавая натуральную, полезную, вкусную и разнообразную продукцию.
В компании трудятся 2 тыс. человек, средний возраст работающих 33 года. Годовой объем выпущенной продукции составил 400 млрд. рублей, экспорт 43%, средняя зарплата свыше 1 миллиона.
В настоящее время ассортимент компании включает более 200 наименований натуральной молочной продукции и соков.
Сегодня в портфеле компании 6 торговых марок: "Савушкин продукт", "Монтик", "На хлебушек", "На100ящий" "Брест-Литовск", "Ласковое лето" - среди которых каждый потребитель сможет найти свой любимый продукт.