Краткая характеристика предприятия
Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга. Осуществление успешной коммерческой деятельности в рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Именно это составляет основу сегментации рынка. Сегментация рынка позволяет повысить эффективность средств и методов рекламы, регулирования цен, применяемых форм и методов обслуживания. Смысл ее заключается в том, что предприятие не распыляет, а концентрирует свои усилия на «направление главного удара» (наиболее перспективном для него сегменте). Сегментация вскрывает потенциальные возможности предприятия на рынке. Предприятие выбирает наиболее привлекательные сегменты, которые должны служить целью для достижения желаемых результатов. Единого способа сегментации рынка не существует, но, как правило, сегментацию проводят, используя следующие признаки: географический (место или район проживания: город, село, центральный район или окраина и т.д.), социально-демографический (пол, возраст, социальный статус, доход), психологические (степень лояльности и приверженности и т.д.).
Магазином была разработана анкета для проведения опроса потенциальных потребителей, определена выборка потребителей, необходимых для опроса - в количестве 120 человек. На основании полученных из анкет данных была выполнена сегментация потребителей и данные занесены в таблицу 3.
Таблица 3
Результат анализа опроса потенциальных потребителей магазина.
Принципы сегментации |
Сегментация рынка по потребителям |
1. Пол. Структура в % |
Мужской женский 70% 30% |
2. Возраст. Структура в % |
18-30 30-45 свыше 46 15% 60% 25% |
3. Среднедушевой доход., Структура в % |
До 7 тыс. 7-10 тыс. свыше 10 тыс. 25% 60% 15% |
4. Социальный статус. Структура в % |
Рабочий служащий личный бизнес 15% 55% 30% |
5. Личные качества. |
Индивидуальность импульсивность амбициозность |
6. Требования к качеству покупаемого товара. |
Высокие средние низкие 80% 15% 5% |
7. Требования к качеству обслуживания. |
Высокие средние низкие 80% 15% 5% |
8. Причина посещения предприятий розничной торговли. |
Материальное удовлетворение нужд покупателя. |
На основании полученных данных, занесенных в таблицу 1 можно сделать вывод о сегменте потребителей, на который магазину необходимо сделать упор: это, как правило, мужчины в возрасте 30-45 лет, служащие, имеющие доход 7-10 тысяч рублей в месяц.
Большинство опрашиваемых охарактеризовало себя как людей импульсивных, а при достаточной мотивации (реклама, убеждения, личная беседа) такие люди готовы потратить на покупку больше, чем планировали заранее. Потенциальные потребители магазина предъявляют высокие требования к качеству покупаемого товара, требования к уровню сервиса средние (возможно это связано с тем, что данная категория посетителей не привыкла посещать заведения «высокого» уровня сервиса, и не избалована им).