Предложения по устранению недостатков и усовершенствованию процессов найма, отбора и подбора персонала
На основе рассмотренных ранее положений по найму, отбору, подбору и расстановке по рабочим местам, на предприятии ЧПП «Сейм» можно предложить ряд усовершенствований c целью снижения затрат на привлечение кадров и получения более целевого набора персонала.
На предприятии недостаточно используется внутренний резерв (таблица 3.1), я предлагаю уделить внимание повышению уже работающих кадров на предприятии. Предлагается замещение вакантной должности с использованием процедуры внутреннего конкурса, либо из внутреннего резерва, путем отбора сотрудников соответствующих требованиям к должности, имеющих положительные результаты деятельности. Информирование о таких вакансиях разместить в виде объявления на информационной доске предприятия, доступной каждому работнику или объявляется на общем собрании коллектива. В объявлении для внутреннего конкурса помимо содержания работы, отражаются квалификационные требования к кандидату на вакансию. Итоги конкурса подводятся через две недели после его объявления.
Как видно из таблицы 3.1, на предприятии недостаточно используется и услуги служб, имеющих выход на широкий круг заинтересованных в данной работе кандидатов. Я предлагаю при подборе персонала из внешних источников, пользоваться услугами служб по трудоустройству, частных агентств по найму, так как при этом экономится время на беседу с кандидатами, явно несоответствующими предъявляемым требованиям, и отбор кандидатов является более целевым.
Так как необходимо соответствие личных качеств кандидата требованиям к должности, мною предлагается при найме кандидата на вакантную должность пользоваться услугами профессионального психолога. Наличие на предприятии психолога также облегчает разрешение различных внутрифирменных конфликтов, возникающих при производственном процессе.
При подборе кандидатов из внешних источников на должность специалиста или руководителя можно предложить анкету «Самооценки личности» с заранее подготовленными вопросами [7]. Пример анкеты указан ниже. Это ускорит знакомство с кандидатом и повысит эффективность и надежность найма. После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств у кандидатов на вакантную должность и степень обладания ими каждым кандидатом по каждому качеству. Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной должности качествами, занимает эту должность.
Пример анкеты «Самооценка личности»:
Каковы долгосрочные и краткосрочные цели кандидата?
почему и как он готовит себя к их достижению?
каковы цели кандидата в жизни, не связанные с работой, на последующие пять лет?
что кандидат реально хочет в жизни?
что для кандидата более важно: деньги или работа, которая нравится?
что побуждает кандидата прикладывать наибольшие усилия?
считает ли кандидат, что его образование позволяет выполнять ту работу, на которую он претендует?
за сколько дней кандидат сможет продемонстрировать себя на работе?
планирует ли кандидат продолжать образование?
как кандидат работает в стрессовых условиях?
что является наиболее важным для кандидата в работе?
почему именно этот кандидат должен быть принят на работу?
При подборе кандидатов на вакантную должность менеджера целесообразно использовать методы оценки и отбора, указанные в таблице 3.2, так как к кандидатам на должность менеджера ВЭС предъявляется широкий спектр требований и необходимо комплексное изучение личностных, профессиональных и других качеств. Данная методика была взята из книги Кибанова А. Я. [1] и рекомендовалась для найма кандидатов на руководящие должности.
Таблица 3.2 - Методы оценки и отбора
персонала
Наименование оцениваемых качеств |
Методы оценки и отбора | |||||
Анализ анкетных данных |
Психологическое тестирование |
Оценочные делове игры |
Квалификационное тестирование |
Проверка отзывов |
Собеседование | |
1. Интеллект |
++ |
++ |
+ | |||
2. Эрудиция (общая, экономическая и правовая) |
+ |
++ |
+ | |||
3. Профессиональные знания и навыки |
+ |
+ |
++ |
+ |
+ | |
4.Организатор- ские способности и навыки |
. . + |
++ |
+ |
+ |
+ | |
5.Коммуникативные способности и навыки |
+ |
++ |
++ | |||
6. Личностные способности (психологический портрет) |
++ |
+ |
+ |
++ | ||
7: Здоровье и работоспособность |
+ |
+ |
+ |
++ | ||
8. Внешний вид и манеры |
+ |
++ | ||||
9. Мотивация (готовность и заинтересованность выполнять предлага- емую работу в данной организации) |
+ |
++ |
++ |