Государственные инвестиционные проекты в условиях кризиса
Рост мировых цен на углеводороды и сокращение объемов импорта, положительное внешнеторговое сальдо и увеличение промышленного производства, а также рост ВВП обеспечивали приток финансового капитала в виде портфельных инвестиций. Однако финансовый кризис 2008 года привел к снижению положительного сальдо платежного баланса страны, резкому снижению цен на нефть, энергоресурсы. Возникли риски девальвации национальной валюты, которые привели к падению цен на все финансовые инструменты и бегству капитала из страны. Таким образом, успешное экономическое развитие России во многом обусловлено конъюнктурой на мировых рынках.
Государство пытается предпринимать попытки для сохранения производственного потенциала страны, сосредотачивая усилия на:
- обновлении фондов предприятий;
- снижении сырьевой составляющей в структуре экспорта;
- сокращении оттока капитала из страны.
Следует признать, что от эффективного решения данных задач зависит и решение других не менее важных задач, а именно: увеличение ВВП, привлечение реальных инвестиций, стабилизация экономического развития страны. Однако решение указанных задач зависит от объема прямых инвестиций, направленных в реальный сектор экономики. В настоящее время потребность в подобных инвестициях по оценкам экономистов составляет до 30%. Таким образом, стратегическая задача Правительства - обеспечение прямых инвестиций. Основная же проблема - боязнь инвесторов предоставлять средства стратегическим отраслям производства, т.к. данные отрасли в массе своей являются капиталоемкими с большим сроком окупаемости.
Недостаток инвестиций является для РФ основной проблемой, т.к. степень изношенности основных средств производства в целом по стране составляет 70%. Следовательно, если не произойдет коренной перелом, то удовлетворение платежеспособного спроса будет происходить за счет импорта. При снижении же импорта отечественные производители не смогут увеличить объемы выпуска продукции, возникнет дефицит.
Таким образом, в период кризиса и снижения инвестиционной активности необходимо вмешательство государства в экономику посредством увеличения государственных инвестиций.
Увеличить же государственные инвестиции возможно в настоящее время путем выпуска государственных ценных бумаг и направлением полученных средств в локомотивные, стратегические объекты экономики. Предприятиям и отдельным отраслям, которым государство предоставляет инвестиционные средства, необходимо, в первую очередь, произвести обновление основных фондов, что повысит эффективность их работы. В дальнейшем данные отрасли могут стать локомотивами экономики в целом. Так, данный механизм выглядит следующим образом: государство предоставляет денежные средства стратегическим предприятиям посредством размещения государственного заказа на покупку оборудования, произведенного в России, которые берут на себя обязательства по приобретению оборудования у российских предприятий по заранее установленным ценам. Обязательное условие реализации данной программы - необходимость задействовать все отрасли экономики, т.е. государство, направляя средства в одну отрасль экономики, оказывает поддержку и тем отраслям, которые являются смежными, - возникает цепная реакция.
Такой подход обеспечит:
- рост ВВП;
- снижение уровня безработицы;
- создаст условия для обновления производственных фондов многих предприятий.
Таким образом, основные цели инвестирования в реальный сектор экономики страны:
- обновление основных средств производства;
- выпуск импортозамещающих товаров для удовлетворения потребности населения;
- создание новых рабочих мест.
Основная же цель государственного инвестирования - создание спроса
В настоящее время экономическое положение российских регионов обусловлено особенностями исторического развития, географического положения, производственно-хозяйственных связей. В период СССР различия регионов между собой сглаживались политикой "уравнивания" посредством перераспределения государственных ресурсов.
В современных условиях на фоне экономического кризиса существующие региональные различия стали проявляться ярче и отразились на производственном потенциале регионов, что отразилось и на инвестиционных процессах. Так, одни регионы оказались в состоянии деградации, другие же аккумулируют на своей территории основную массу инвестиций. О размежевании регионов в инвестиционном процессе говорят объемы годовых капитальных вложений на душу населения, динамика индексов цен на инвестиции и строительно-монтажные работы (до 50%), доходность инвестиционной деятельности (до 100%), наличие и закупка в регионах строительных машин.