Перспективы развитиЯ рынка услуг бизнес-образования
Уровень цен устремится к мировому. Этому способствует увеличение издержек, связанное со стремлением компаний к созданию более качественных обучающих продуктов, и возрастающий спрос на бизнес-образование. Хитами следующего года будут классические тренинги по продажам и по управлению, наиболее дальновидные компании будут организовывать программы по управлению проектами и организационным изменениям. Снова начнется вечная работа по составлению долгосрочных программ развития персонала и/или кадрового резерва. Чем-то эта работа (в части компаний она уже началась) напоминает восстановление города после стихийного бедствия - здесь должен быть магазин, здесь - аптека, а вот здесь восстанавливать старое здание не будем, лучше разобьем парк.
Но будут и отличия: к корпоративному обучению будут предъявлять новые требования по экономии и эффективности, зачастую слишком строгие. Первой реакцией на такое «управление» будет стремление сократить затраты.
Второй тенденцией будет увеличение экспериментов с новыми, альтернативными или мало распространенными видами обучения с целью снижения его стоимости.
Дистанционное обучение в виде вебинаров и видеоконференций, индивидуальное обучение, обучающие компьютерные программы, и - несбыточная мечта - полноценное обучение силами собственных сотрудников.
Эксперименты в этой области полезны, они развивают отрасль, а в будущем, например, дистанционному обучению нет альтернативы.
Однако, что касается дистанционного обучения. Во-первых, на мой взгляд, дистанционное обучение не заменит очное, а дополнит его. То есть со временем, все будут учиться в разы больше, частично дистанционно, частично - на привычных сейчас тренингах и семинарах.
Во-вторых, и это немного грустно, существующие сегодня технические средства имеют весьма ограниченные обучающие возможности. Они обязательно появятся, но не так быстро, как хотелось бы. То есть, в следующем году ожидать большого эффекта от дистанционного обучения не приходится, а эксперименты с обучением своими силами приведут к известным уже науке открытиям: такое обучение бывает либо неэффективным, либо недешевым.
Третья тенденция - рост проектного обучения. Компании, которые осознали необходимость создания новых или принципиального развития существующих компетенций, будут создавать проекты, в которых привлеченные эксперты будут передавать свои технологии сотрудникам компании. Такое обучение принципиально отличается от классического обучения по долгосрочной программе. Во-первых, его целью является создание новых компетенций на уровне компании, во-вторых, его сложно предусмотреть заранее, запланировать - чаще оно требуется неожиданно и срочно. В-третьих, это в полном смысле слова проект - временное предприятие для создания уникальной ценности.
Продолжая тенденцию в далекое будущее, открывается интересная картина: компания, в которой нет программы обучения сотрудников или карьерного планирования, модели компетенций, точных должностей и даже границы компании весьма размыты и условны. Поскольку бизнес стал живым, меняющимся очень быстро, люди постоянно вовлечены в поток обучающих проектов, слабо связанных друг с другом, зато стопроцентно ориентированных на задачи бизнеса. Работая, люди учатся, учась - работают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые российские бизнес-школы появились в середине 90-х гг., а на сегодняшний день только в Москве их насчитывается около 30.
Главным преимуществом российских бизнес-школ по сравнению с западными является их относительная дешевизна. Конечно, престижно стать обладателем диплома Гарвардского университета или Лондонской бизнес-школы, но год обучения там обойдется в $30000, а в Москве для получения бизнес-образования достаточно суммы в $5000-10000. Кроме этого, учась в российской бизнес-школе, не нужно тратиться на проживание в чужой стране, более того - можно учиться «без отрыва от производства». Еще одно достоинство отечественного бизнес-образования по сравнению с западным - обучение на родном языке и местные программы учитывают специфику российской экономики.
Российские бизнес-школы по примеру западных начали заботиться о будущем месте работы своих выпускников.
Тем не менее загадывать, когда российские бизнес-школы будут котироваться наравне с ведущими западными, еще рано, главным недостатком российского бизнес-образования является то, что оно не дает студенту необходимых связей и гарантии трудоустройства в престижную западную компанию, не говоря уже о том, что даже в западном университете средней руки бизнес-программы обкатывались десятилетиями, что гарантирует хорошее качество образования. По оценкам экспертов, в рамках действующих ныне программ кредитования обучения в западных бизнес-школах реально могут уехать учиться за границу максимум 50 человек в год.