Развитие корпоративно-инвестиционного бизнеса
Корпоративно-инвестиционный бизнес является основным сегментом российского банковского рынка и ключевым направлением деятельности Группы ВТБ. По нашим расчетам, в 2011-2013гг. на него по-прежнему будет приходиться порядка двух третей доходов и прибыли Группы.
Доля в активах, кредитном портфеле и совокупном капитале будет еще выше. На ближайшие несколько лет основной задачей в развитии Группы и ключевым средством в достижении целевой капитализации будет повышение эффективности работы корпоративного бизнеса. Развитие в этом виде бизнеса будет направлено на рост доли рынка в доходах (приближение к паритету с долей рынка в объемах бизнеса) и достижение целевых показателей эффективности.
В рамках Группы ВТБ (и в данном документе) под корпоративно-инвестиционным бизнесом понимается комплексное обслуживание юридических лиц, относящихся к сегментам крупного и среднего бизнеса (годовая выручка - свыше 0,09 млрд. рублей). Ожидается, что в 2011-2013гг. корпоративный банковский рынок Российской Федерации будет расти гораздо более умеренными темпами, чем в докризисный период, - среднегодовые темпы роста объемов кредитования и привлечения в 2011-2013гг. составят 15-16% против 28-30% в 2006-2009гг. В дополнение к этому, постепенное восстановление рынков капитала, насыщение рынка банковскими продуктами и возрастающий уровень конкуренции приведут к снижению маржи.
В этих условиях основным акцентом стратегии корпоративно-инвестиционного бизнеса в 2011-2013гг. станет сохранение доли в объемах бизнеса с одновременным улучшением его структуры и повышением его эффективности.
В 2011-2013гг. Группе ВТБ необходимо перейти от наращивания объемов бизнеса «широким фронтом» по всем сегментам рынка к выявлению и укреплению позиций в «точках роста» - наиболее крупных и/или быстрорастущих секторах рынка. Прогнозируется, что большая часть всех доходов по-прежнему приходиться на традиционные продукты коммерческих банков, в частности, на кредиты, остатки на счетах и РКО. При этом наиболее быстро будут расти доходы от инвестиционно-банковских продуктов - их доля в общем пуле доходов корпоративно-инвестиционного бизнеса несколько увеличится.
В 2006-2009гг. корпоративно-инвестиционный бизнес Группы ВТБ успешно развивался.
Достигнутые объемы активов и капитала, а также накопленный опыт проведения крупных и сложных сделок, позволили Группе успешно конкурировать с российскими и международными игроками за обслуживание крупнейших корпораций, в том числе в условиях экономического кризиса. За это время кредитный портфель и привлеченные средства юридических лиц выросли в 3,2 и 3,5 раза, соответственно, почти в 2 раза опередив темпы роста рынка. В 2008г. инвестиционный бизнес Группы был консолидирован на базе ЗАО «ВТБ Капитал». Однако, несмотря на впечатляющую динамику объемов бизнеса, у Группы ВТБ все еще есть значительный потенциал увеличения доли в доходах рынка.
Доля Группы ВТБ в расчетно-кассовом обслуживании и остатках на текущих счетах, являющихся одним из важных источников банковских доходов в сегменте обслуживания юридических лиц, все еще существенно ниже, чем в кредитах и срочных депозитах. Увеличение доли рынка в расчетно-кассовом обслуживании (РКО) является ключевым рычагом для повышения комиссионных доходов в сегменте корпоративных банковских продуктов. С увеличением доли ВТБ в обслуживании ежедневного расчетного бизнеса корпоративных клиентов связана и вторая цель - повышение доли в текущих счетах юридических лиц, приближение ее к «справедливому» уровню, позволяющему достичь среднерыночного отношения кредитов к привлеченным средствам и среднерыночной доли остатков на текущих счетах в средствах клиентов. Достижение этих целей является одной из ключевых возможностей для роста доходов и повышения эффективности бизнеса Группы.
Мы видим также существенный потенциал роста доходности кредитного портфеля за счет снижения его концентрации и значительного увеличения доли более низких подсегментов крупного бизнеса, а также среднего бизнеса. Реформа кредитной процедуры, направленная на увеличение пропускной способности кредитного процесса и сокращение сроков принятия решений, улучшение взаимодействия между головной организацией (далее - ГО) и филиалами, стандартизация продуктового предложения, а также систематизация подходов к ценообразованию должны помочь в решении этой ключевой задачи.