Развитие корпоративно-инвестиционного бизнеса
Группа ВТБ имеет сильные позиции на рынке привлечения юридических лиц. Однако есть потенциал дальнейшего роста клиентских пассивов, повышение их стабильности и снижения стоимости за счет диверсификации ресурсной базы, а также роста доли средств до востребования в общей структуре клиентского привлечения.
Документарный бизнес исторически является одной из сильных сторон ОАО Банк ВТБ. Банк является лидером рынка в соответствующей категории комиссионных доходов, доля Группы в которых в 2009г. составила ~13%. В дальнейшем мы видим потенциал роста доли за счет использования имеющихся в этой сфере конкурентных преимуществ - надежности государственного банка, наличия крупнейшей зарубежной сети, лидерства в части продуктового предложения и высокой степени автоматизации процессов. Несмотря на активный запуск инвестиционного бизнеса только в 2008г., уже в 2009г. Группа ВТБ смогла занять сильные позиции в сегменте ИБ-продуктов. ЗАО «ВТБ Капитал» возглавил рейтинг по выпуску рублевых и еврооблигаций, а также занял второе место в рейтинге организаторов выпусков акций. За 2009г. активы под управлением выросли на 45%, запущен фонд вложений в недвижимость, а также фонд инноваций и нанотехнологий (в партнерстве с Draper Fisher Jurvetson и Роснано).
Подразделения ЗАО «ВТБ Капитал», занимающиеся аналитикой и торговыми операциями на рынке ценных бумаг, также получили заслуженное признание на рынке - №1 Eurobond and local bonds bookrunner in the CIS and Eastern Europe (Dealogic); №1 bookrunner of local bonds (Bloomberg League Tables (Russia)).
В 2011-2013гг. Группа ВТБ планирует сохранить позиции в Топ-2-3 по всем ключевым продуктам.
Позиции Группы ВТБ в разных отраслях существенно различаются. Они традиционно сильны в крупных капиталоемких отраслях, таких как оборонная или атомная промышленность. В то же время, бизнес Группы в большей степени, чем российская экономика и банковский сектор, сконцентрирован в обрабатывающих и добывающих отраслях (металлургия, нефтедобывающая промышленность и т.п.).
Основной целью Группы ВТБ в корпоративном (коммерческом) банковском бизнесе в 2011-2013гг. станет существенный рост доли в доходах рынка и достижение целевых показателей эффективности (ROE не менее 15%). Достижение этих целей предполагает:
- Рост доли в комиссионных доходах и увеличение доли чистых комиссионных доходов в операционных доходах Группы;
- Рост доли в привлеченных средствах клиентов для достижения среднерыночного отношения кредитов к привлеченным средствам и доли остатков на счетах в средствах клиентов;
- Сохранение доли рынка по объемам кредитования при изменении структуры кредитного портфеля в пользу высокомаржинальных продуктов и сегментов.
В дополнение, Группе ВТБ необходимо достичь ряда качественных целей:
· Обеспечение динамики процентной маржи лучше, чем в среднем по рынку;
· Улучшение структуры кредитного портфеля;
· Формирование лучшей на рынке линейки транзакционных продуктов и системы их продаж для корпоративных клиентов;
· Достижение в ключевых регионах присутствия доли рынка не менее 5%;
· Повышение операционной эффективности.
Достижение цели по росту доли в доходах рынка потребует решения четырех приоритетных задач: Развитие сильного транзакционного банкинга - трансформация в основной расчетный банк для корпоративных клиентов; Значительное увеличение базы активных клиентов и доли рынка по всем продуктам в сегментах, которые ранее были охвачены менее других;
Рост «доли кошелька» верхних сегментов крупных клиентов; Повышение доходности обслуживания сегмента крупнейших клиентов.
Трансформация ОАО Банк ВТБ из «банка уникальных сделок» в основной расчетный банк для своих клиентов является одним из главных стратегических приоритетов Группы. При этом развитие продуктовой линейки и системы продаж транзакционных продуктов потребует дифференцированного подхода для различных клиентских сегментов.
Новая модель продаж и обслуживания в корпоративно-инвестиционном бизнесе Группы ВТБ будет основана на гранулярной клиентской сегментации. В рамках перехода на новую модель планируется:
§ Изменить модель взаимодействия с крупнейшими клиентами (80-100 групп компаний), сделав акцент на комплексном обслуживании и предложении сложных, в первую очередь - инвестиционно-банковских, продуктов;