Развитие дочерних финансовых компаний
Группа ВТБ активно развивает бизнес дочерних финансовых компаний: лизинг, факторинг, страхование и пенсионные услуги. Данное направление развития является стратегически важным, так как позволяет создать для Группы ряд конкурентных преимуществ:
§ Расширение продуктового предложения для корпоративных и розничных клиентов Группы и предоставление им полного спектра финансовых услуг;
§ Увеличение рентабельности работы с клиентами и повышение эффективности каналов продаж Группы путем развития кросс-продаж;
§ Рост рентабельности активов и капитала за счет присутствия в динамично развивающихся высокомаржинальных секторах финансового рынка;
§ Улучшение качества прибыли Группы путем увеличения доли комиссионных доходов;
§ Привлечение стабильных долгосрочных ресурсов (пенсионные и страховые резервы).
В настоящее время в Группе достаточно развитыми являются лизинговый и страховой бизнесы, в 2009г. активно начали работу на рынке факторинговая компания и пенсионный бизнес.
Стратегия развития дочерних финансовых компаний на 2011-2013гг. предполагает построение эффективных, диверсифицированных и рентабельных бизнесов, достижение и укрепление компаниями позиций в соответствующих сегментах.
Лизинг
В 2005-2007гг. рынок лизинга являлся одним из самых быстрорастущих сегментов финансового рынка России: среднегодовой темп роста объема заключенных сделок составил 110%, что в 3,5 раза выше темпов роста инвестиций в основной капитал в Российской Федерации. В 2008-2009 годах произошло сокращение рынка более чем в 3 раза по объему новых сделок вследствие проблем с фондированием лизинговых компаний и ростом ставок по кредитам. При этом потенциальный спрос на лизинг остается стабильно высоким. Лизинговый бизнес Группы ВТБ в РФ осуществляют ОАО «ВТБ-Лизинг» и Система Лизинг 24, которые специализируются на сегментах крупного/среднего и малого бизнеса, соответственно.
ОАО «ВТБ-Лизинг» основано в 2002г. По итогам 2007г. в результате быстрого роста компания вошла в ТОП-25 в Европе, будучи лидером на рынке СНГ. Несмотря на сложную ситуацию на лизинговом рынке, в 2009г. ОАО «ВТБ-Лизинг» оставалось крупнейшим на рынке по объему лизингового портфеля. Приоритетом развития компании оставались сделки с объектами железнодорожного и воздушного транспорта.
Система Лизинг 24 начала активно развиваться в 2009г. и заняла 7-е место в рейтинге лизинговых компаний, работающих с малым бизнесом, по объему нового бизнеса.
Стратегические цели развития лизингового бизнеса Группы ВТБ на 2011-2013гг. Важнейшей целью развития лизингового бизнеса Группы ВТБ является рост бизнеса и его диверсификация с точки зрения клиентской, отраслевой и региональной структуры.
На 2011-2013гг. определены следующие приоритетные направления развития:
- Дальнейшее развитие в сегменте крупного бизнеса: сохранение лидирующих позиций в сегменте авиатехники и железнодорожного транспорта, развитие лизинга энергетического, промышленного оборудования, недвижимости и морских судов;
- Достижение лидирующих позиций в сегментах среднего и малого бизнеса, в том числе лизинг автотранспорта, недвижимости;
- Диверсификация каналов продаж: партнерство с производителями, поставщиками и дилерами, активизация продаж в банках Группы, интенсивное региональное развитие;
- Диверсификация портфеля по видам имущества.
По результатам 2013г. Группа планирует увеличить объемы нового бизнеса в 3-5 раз при достижении доходности на капитал не менее 15%.
Факторинг
На фоне общего экономического спада объем уступленной факторам дебиторской задолженности в течение 2009г. снизился на 40% по сравнению с 2008г. и составил 360 млрд. рублей. Ожидается, что рынок факторинговых услуг восстановится достаточно быстро и будет расти темпами 40-50% в год.
Группа ВТБ создала факторинговый бизнес в 2009г.; за 9 месяцев с момента запуска бизнеса компания достигла 6-го места по объему портфеля уступленной дебиторской задолженности, была создана региональная сеть из 12 филиалов. Стратегической целью ООО ВТБ Факторинг на 2011-2013гг. является рост доли рынка в 3-4 раза и вхождение в Топ-3 российских факторов. Достижение целей будет обеспечено за счет развития бизнеса с текущей клиентской базой, освоения новых клиентских и отраслевых сегментов, а также усиления региональной сети.
Ключевыми направлениями в области повышения операционной эффективности будут оптимизация основного бизнес-процесса и внедрение новой ИТ-платформы.
ООО ВТБ Факторинг планирует также стать ведущим экспертом по рискам на рынке факторинга, что в долгосрочной перспективе позволит Компании успешно решать задачи по росту бизнеса.
Страхование
Объем рынка в 2009г. сократился по сравнению с 2008г. на 7% и составил 498 млрд. рублей. В 2011-2013гг. среднегодовой темп прироста страхового рынка РФ прогнозируется на уровне 8-9%. При этом, восстановление рынка до докризисного уровня ожидается уже в 2010г.