Особенности стратегического управления на малых предприятиях
Малое предпринимательство сегодня относится к числу важнейших направлений экономического развития. Однако наряду с богатым полем возможностей, малый бизнес имеет и огромное количество трудностей и «ловушек», которые, как правило, встречаются на самых ранних стадиях его развития.
Анализ особенностей малого бизнеса показывает, что малый бизнес имеет ряд преимуществ над крупными организациями. Купить листовой прокат.
Для анализа всех «плюсов» и «минусов» этой формы экономической деятельности, а также для определения перспектив развития малого бизнеса, можно воспользоваться методикой SWOT-анализа. В таблице 11 представлена информация о предприятии и рынке (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). Анализ этой информации позволяет по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.
Таблица 11 SWOT-анализ малого бизнеса
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Гибкая реакция на быстро меняющийся спрос Небольшой стартовый капитал Короче сроки капитального строительства Быстрая оборачиваемость средств Оперативный режим управления Быстрая адаптация к внешним воздействиям и местным условиям Меньшая стоимость создания рабочих мест Снижение уровня безработицы Трудоустройство представителей социально уязвимых групп населения Надежный источник бюджетных поступлений Осуществление инновационных проектов Создание конкурентной среды |
Недостаток финансовых ресурсов Ограниченный (локально) рынок Ограниченные перспективы роста Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Отсутствие влиятельной поддержки Нестабильность малого предприятия по сравнению со средними и крупными предприятиями |
Возможности |
Угрозы |
Рост до уровня крупного бизнеса Прочная ниша на «своем» рынке Творческая самореализация |
Быстрота полного разорения Легкость проникновения конкурента в эту нишу Уязвимость перед попытками силового давления Авторитарный менеджмент |
Рисунок 6 Анализ особенностей малых предприятий
Для стратегической перспективы организации особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства и в слабые стороны, которые делают компанию уязвимой.
Таким образом, основные правила при определении стратегии организации можно сформулировать так:
· преодолевать слабые стороны для отражения угроз;
· преодолевать слабые стороны для реализации возможностей;
· компенсировать угрозы путем использования сильных сторон;
· реализовать возможности путем использования сильных сторон.
Поскольку управленческие решения на малых предприятиях имеют ограниченный временной горизонт и в связи с необходимостью быстрой адаптации в случае постоянно меняющейся внешней среды малым предприятиям необходим оперативный режим управления, т.е. им необходимо уделить особое внимание тактике. В первую очередь необходимо сконцентрироваться на определении своей ниши, что является важнейшим элементом для малого предприятия. Как правило, этого можно достичь территориально. Местные предприниматели подстраивают свой бизнес под местные вкусы. Поэтому, чтобы добиться успеха малое предприятие должно руководствоваться тем же мышлением и в других ситуациях. Но сегменты могут быть не столь явными.