Особенности стратегического управления на малых предприятиях
Так практически любой товар или услугу, известную и распространяемую в национальном масштабе, можно выпускать в пределах определенной местности, с национальными особенностями, в максимально дорогом или максимально дешевом варианте.
Другой предлагаемой тактикой является выход на определенные слои населения, то есть на сегменты, отличающиеся определенным возрастом, доходом, родом занятий и так далее.
Также возможна концентрация на какой-то одной отрасли. Основа успеха в малом бизнесе заключается скорее в узком и глубоком, нежели широком и мелком ассортименте.
Другими словами, малому предприятию необходимо сконцентрироваться на нише или сегменте рынка, который оно могло бы защитить от лидера отрасли. Превосходство, пусть даже на самом маленьком рынке, может дать необходимое предприятию доверие.
Следующим важным моментом является определение количества персонала в компании. В типичной большой компании более половины людей занимаются тем, что оказывают услуги другим работникам, а настоящее дело с реальными конкурентами имеет лишь малая часть корпоративной команды. Малые предприятия могут использовать эту слабость: как можно больший процент их работников должен находиться в центре событий. По возможности у них должны быть только «линейные работники», что позволяет резко повысить скорость реакции предприятия на рыночные изменения.
Как уже было сказано выше, благодаря своим небольшим размерам предприятие может гораздо быстрее принимать решения. Это очень ценное качество, и здесь очень большая ответственность ложится на руководство малого предприятия, особенно, если идет конкуренция с большими компаниями национального масштаба.
Малое предприятие должно уметь пользоваться своей гибкостью и не только перескакивать на новый рынок быстро, появись там привлекательная возможность, но и быть готовым, не раздумывая, бросить продукт, поскольку у него нет лишних ресурсов, чтобы тратить их на заведомо проигрышный план.
Другим вариантом деятельности для малого предприятия является создание союзников из ряда бывших конкурентов. Это можно применять во многих отраслях, и особенно там, где основную массу конкурентов составляют местные предприятия. Предприятие должно сначала определить своих конкурентов, а затем может, вместо того чтобы бороться друг с другом, объединить свои силы и пропагандировать привлекательность общей деятельности, перенеся акцент на конкуренцию в другую область, например, предприятия соседних регионов.