Организационная культура управления подразделеия маркетинга
Организация является наследником и правопреемником структур электросвязи, существовавших еще в доперестроечные времена. "В наследство" предприятию достались не только технологии, производственные мощности и здания телефонных станций, но и персонал. В настоящее время организацияобладает законодательно установленной монополией на ряд услуг в сфере связи, что позволяет ему занимать довольно устойчивые позиции на рынке. Вместе с тем, рынок телекоммуникаций в ряде областей становится все более конкурентным, и не за горами тот день, когда поправки в законодательстве, лишающие предприятие монополии, могут быть приняты окончательно и бесповоротно. Для того, чтобы не растерять лидерские позиции, предприятию уже сейчас необходимо разрабатывать и внедрять планы по дальнейшему развитию стратегически важных направлений деятельности, а также обратить серьезнейшее внимание на организационную культуру в подразделениях, ответственных за формирование и контроль за исполнением стратегических планов.
Несмотря на наличие уже более чем тринадцатилетней истории существования, миссия предприятия, его цели, философия и ценности были сформулированы и закреплены в только в 2007 году. Миссия звучит следующим образом: "Являясь крупнейшим оператором электросвязи в регионе, мы видим свою миссию в объединении людей, предоставляя свободу общения и получения информации".
Предприятие позиционирует себя как лидера в сфере телекоммуникационных услуг, и в качестве основного своего девиза использует слоган "На связи с миром". При этом, "мир" - это все то, что нас окружает. И в первую очередь - это люди, с которыми и для которых работает предприятие, их чувства, переживания, желания и стремления, их отношения друг к другу и к обществу. Быть на связи с миром - значит быть в согласии самим собой и тем, что окружает, понимать и принимать друг друга. И предприятие дарит людям такую возможность. Цель предприятия - быть лидером в своей отрасли. Заявляемые ценности:
· Уважение, внимание, профессиональное развитие - с сотрудниками.
· Доброжелательность и взаимоуважение - с потребителями.
· Надежность и открытость - с клиентами.
· Этичность - с конкурентами.
· Открытость и честность в своих обязательствах - с государством.
Для сохранения и упрочения лидирующих позиций руководство предприятия считает необходимым формировать команду профессионалов, объединенных общими целями. Более того, в качестве главного ориентира заявляются потребности клиентов. То есть, на первый план выходит управление маркетинга предприятия, которое и обязано отслеживать возникающие на рынке запросы, разрабатывать стратегические планы, внедрять соответствующие услуги и тем самым улучшать позиции предприятия.
Управление маркетинга организации в нынешнем его виде было создано в январе 2006 года. Структура управления включает в себя:
. Отдел стратегического маркетинга, состоящий из:
А) собственно отдел стратегического маркетинга.
Функции отдела: проведение анализа рынка, выведение новых услуг, обеспечение взаимодействия всех элементов комплекса маркетинга на стадии разработки, внедрения и наполнения услуг, разработка маркетинговых планов, координация действий технических служб и служб продаж для обеспечения нормального функционирования услуги. Также, специалисты отдела занимаются разработкой бизнес-плана предприятия в его маркетинговой части; планируют продажи и доходы от продаж услуг, отслеживают результативность и т.д.
В отделе работают специалисты с образованием в сфере связи, с дополнительной квалификацией в сфере маркетинга.
Б) сектор рекламы, выделенный в самостоятельную структурную единицу в составе отдела.
Функции, выполняемые специалистами сектора: обеспечение рекламно-информационной поддержкой мероприятий, организуемых отделом стратегического маркетинга, разработка стратегии рекламного продвижения услуг на кратко- и среднесрочный периоды, разработка и реализация стратегии формирования имиджа предприятия, разработка новых торговых марок для услуг предприятия и выведение их на рынок; контроль за соблюдением констант фирменного стиля в регионах, отслеживание рекламных действий конкурентов и т.д.
. Отдел тарифов.
Функции отдела - разработка, согласование и корректировка тарифов на новые и уже существующие услуги; обеспечение документального подтверждения стоимости услуг. Специалисты отдела имеют экономическое образование.
На управление маркетинга возлагаются обязанности по формировании стратегии развития предприятия. Вместе с тем, руководство слишком часто оказывается недовольным деятельностью специалистов. Специалисты же, в свою очередь, жаловались на то, что руководство, требуя от них идей, в последствии не дает этим идеям хода, да и психологическая обстановка в управлении не способствует творчеству. Для того, чтобы выяснить, в чем причина, весной 2009 года в управлении маркетинга было организовано исследование организационной культуры. Целью исследования было выявить существующий тип культуры, ее силу, а также определить желаемый тип культуры, тот, который по мнению специалистов управления способствовал бы более эффективной работе.