Анализ использования потенциала предприятия, его сильные и слабые стороны
Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности): маркетинг, финансы, производство, технологию, персонал. Существуют разнообразные методики проведения такого анализа, суть которых сводится к следующему. В пределах каждой функциональной зоны выбирается ряд характеристик (показателей). По каждой из выбранных характеристик производится оценка позиций предприятия по отношению к имеющимся конкурентам или средним по отрасли показателям. Методики различаются перечнем оцениваемых показателей и вариантами оценки сравниваемых позиций (абсолютная и относительная оценочные шкалы).
Варианты бальных оценок, представленные в таблице, соответствуют следующим позициям предприятия:
б. - предприятие является лидером в отрасли, его позиции лучше, чем кого-либо из конкурентов;
б. - показатели предприятия хорошие и стабильные, выше среднеотраслевого уровня;
б. - средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам, устойчивые позиции на рынке;
б. - уровень показателей ниже среднеотраслевого, имеет место ухудшение показателей деятельности;
б. - показатели предприятия хуже, чем кого-либо из конкурентов, предприятие находится в кризисной ситуации.
В ходе оценки делается отметка по каждому параметру в соответствующей графе. Характеристики с отрицательными сторонами оценки отражают слабые стороны предприятия, с положительными - сильные. Полученная ломаная линия называется профиль конкурентных преимуществ деятельности предприятия.
Сильные стороны - это всё то, что предприятие умеет делать лучше других, или то, обладание чем обеспечивает предприятию преимущества над конкурентами. Перечень сильных и слабых сторон индивидуален для каждого предприятия.
Таблица 6 - Определение относительных преимуществ предприятия в конкуренции
Характеристики |
Удельный вес, % |
ОАО "ККХП" |
Пермский завод |
Омский завод | |||
Баллы 0-100 |
Оценка |
Баллы 0-100 |
Оценка |
Баллы 0-100 |
Оценка | ||
1. Маркетинг | |||||||
1.1. Доля рынка, контролируемая предприятием |
10 |
10 |
1 |
50 |
5 |
30 |
3 |
1.2. Цена продукции |
8 |
50 |
4 |
75 |
6 |
60 |
4,8 |
1.3. Организация сбыта |
6 |
40 |
2,4 |
60 |
3,6 |
50 |
3 |
1.4. Сервисное обслуживание |
3 |
50 |
1,5 |
60 |
1,8 |
50 |
1,5 |
1.5. Рекламная деятельность |
3 |
30 |
0,9 |
50 |
1,5 |
40 |
1,2 |
1.6 Деловые связи |
5 |
40 |
2 |
50 |
2,5 |
60 |
3 |
1.7 Имидж фирмы |
4 |
40 |
1,6 |
70 |
2,8 |
60 |
2,4 |
1.8. Номенклатура продукции |
8 |
60 |
4,8 |
90 |
7,2 |
70 |
5,6 |
2. Производство | |||||||
2.1. Уровень использования производственных мощностей |
7 |
50 |
3,5 |
60 |
4,2 |
70 |
4,9 |
2.2. Возраст технологического оборудования |
5,5 |
20 |
1,1 |
50 |
2,8 |
40 |
2,2 |
2.3. Контроль качества |
6,5 |
80 |
5,2 |
90 |
5,9 |
70 |
4,6 |
2.4. Численность работников |
2 |
50 |
1 |
70 |
1,4 |
60 |
1,2 |
2.5. Наличие производственных площадей для расширения производства |
2 |
40 |
0,8 |
60 |
1,2 |
50 |
1 |
3. Технология | |||||||
3.1. Расходы на НИОКР |
3 |
30 |
0,6 |
40 |
0,8 |
50 |
1 |
3.2. Позиции в области получения патентов |
4,5 |
50 |
2,3 |
70 |
3,2 |
60 |
2,7 |
3.3. Применяемые стандарты |
6 |
60 |
3,6 |
90 |
5,4 |
70 |
4,2 |
3.4. Новые изделия |
4 |
20 |
0,8 |
50 |
1 |
30 |
0,6 |
4. Персонал | |||||||
4.1. Структура персонала |
3 |
20 |
0,6 |
40 |
0,8 |
30 |
0,9 |
4.2. Система вознаграждения |
2,5 |
10 |
0,3 |
20 |
0,5 |
10 |
0,3 |
4.3 Расходы на подготовку и переподготовку кадров |
2 |
15 |
0,3 |
40 |
0,8 |
20 |
0,4 |
4.4. Текучесть кадров |
5 |
20 |
1 |
10 |
0,5 |
10 |
0,5 |
Итого |
100 |
39,3 |
58,9 |
49 |