Разработка общей (портфельной) стратегии
Разработка общей (портфельной) стратегии предприятия решает две задачи:
. Определяет направление развития предприятия.
2. Устанавливает роль каждого из видов бизнеса (товаров) в реализации стратегии и определяет способы распределения ресурсов между ними.
Иногда общую стратегию предприятия называют портфельной, так как она определяет уровень и характер инвестиций в каждое из стратегических хозяйственных подразделений, формируя таким образом стратегический портфель предприятия.
Все разнообразие вариантов общих стратегий может быть сведено к трем основным типам:
- стратегии роста (наступательная стратегия, которая предполагает активную позицию предприятия на рынке и преследует цель - завоевания, и расширения рыночной доли);
стратегии стабильности (оборонительная стратегия, цель которой - сохранение имеющейся рыночной доли);
стратегии сокращения (деинвестирования, когда предполагается продажа хозяйственного подразделения, либо создание из нее самостоятельной структурной единицы).
Для разработки общей стратегии могут быть использованы:
1. Модель И. Ансоффа «Товар-рынок».
2. Модель Бостонской консультативной группы.
. Модель «Дженерал Электрик - Мак Кинси».
При формировании общей стратегии предприятия ОАО «ККХП» целесообразно использовать модель «Дженерал Электрик - Мак Кинси».
Таблица 8 - Матрица «Дженерал Электрик - Мак Кинси» - Привлекательность рынка/позиция в конкуренции
Привлекательность отрасли |
Позиция в конкуренции | ||
Слабая |
Средняя |
Сильная | |
Высокая |
Инвестирование или уход с рынка -Специализация на избранных направлениях на основе сильных сторон -Поиск путем преодоления слабых сторон -Ликвидация и уход с рынка в случае отсутствия приемлемого и стабильного роста |
Инвестирование -Стремление к лидерству -Избирательные инвестиции по критерию эффективности -Укрепление наиболее уязвимых мест деятельности |
Удержание (расширение) лидерства на рынке. -Максимальные инвестиции в развитие с максимально возможной скоростью для достижения роста -Концентрация усилий по поддержанию сильных сторон и эффективности |
Средняя |
Уход с рынка, постепенное сокращение инвестиций -Поиск возможностей расширения направлений с низкой степенью риска; если они отсутствуют - сокращение инвестиций и рационализация операций |
Рост или уход с рынка -Защита существующих программ рыночной деятельности -Концентрация инвестиций на направлениях с высокой доходностью и относительно низкой степенью риска |
Удержание лидерства на рынке -Интенсивные более крупные инвестиции в наиболее привлекательные рыночные сегменты -Создание предпосылок успешной конкуренции -Увеличение доходности за счет увеличения производительности |
Низкая |
«Снятие урожая», отказ от данного бизнеса -Выбор момента для продажи СХП по максимальной стоимости -Сокращение постоянных издержек и отказ от инвестиций |
«Снятие урожая», медленно уходить -Защита позиций в наиболее доходных сегментах -Совершенствование производства -Сокращение инвестиций |
Изъятие основного капитала или избирательная оборонительная стратегия -Перенесение акцента на зарабатывание текущих доходов -Концентрация на привлекательных сегментах рынка -Защита сильных сторон предприятия |