Анализ проблем и специфики управления федеральной службой безопасности
Существуют некоторые “следует” и “не следует”, относящиеся к деятельности некоммерческой организации. Их игнорирование плохо скажется на результативности и может значительно ее понизить. Некоммерческие организации склонны несколько отстраняться от окружающей действительности. Их работники могут быть настолько убеждены в правоте своего дела и так ему преданы, что организация кажется им чем-то самодостаточным. Но это бюрократическая позиция. Некоторые работники организации уже не спрашивают себя: “Идет ли это на пользу делу?” Они спрашивают: “Соответствует ли это нашим правилам?” Такой подход не только снижает результативность работы, но и дезориентирует людей и разрушает их приверженность делу.
Любое изменение, любое решение, любая политика некоммерческих организаций должна начинаться с вопроса: “Повысит ли это нашу способность к осуществлению миссии?” Нужно начинать отсчет от конечного результата и идти от внешнего к внутреннему, а не наоборот.
Самое важное “следует” - это необходимость строить организацию вокруг информации и коммуникации, а не привязываться к иерархии. Все члены организации, на всех уровнях, должны ответственно подходить к информации. Каждый человек в организации должен задавать себе два вопроса: какая информация мне нужна, чтобы выполнять мою работу, и какую информацию я должен предоставить другим, чтобы они могли делать свою работу, в какой форме и когда именно. Особенно это касается Федеральной Службы Безопасности.
Организации построены на доверии. Доверие означает, что работники знают, чего можно ждать от своих сотрудников. Доверие - это взаимопонимание. Не взаимная любовь и даже не взаимное уважение. Предсказуемость. Доверие играет гораздо более важную роль в ФСБ, потому что ее деятельность обычно зависит от работы большого количества волонтеров и других людей, которая находится вне контроля организации.
Каждый верит в эффективность делегирования полномочий. Однако чтобы делегирование было продуктивным, при передаче полномочий нужно соблюдать определенные правила. Необходимо четко формулировать задание, чтобы обе стороны правильно понимали цели и договорились о конечных сроках сдачи промежуточных отчетов и выполнения задания. И самое главное, необходимо ясное понимание того, чего ожидают и какие обязательства берут на себя обе стороны - как передающая полномочия сторона, так и принимающая. Делегирование требует, чтобы передающая полномочия сторона следила за осуществлением деятельности. На самом деле это происходит достаточно редко. Передающая полномочия сторона по-прежнему несет ответственность за результативность. Поэтому она должна следить за деятельностью другой стороны и обеспечивать выполнение задания - и выполнение качественное.
Чтобы каждый человек взял на себя ответственность за свой вклад и за то, чтобы быть понятым, нужны стандарты. Стандарты должны быть высокими; нельзя их занижать. Если занизить стандарты, невозможно добиться желаемого результата. Действовать более неторопливо - это совсем другое дело. Конечно, при новой деятельности и при работе с новыми людьми дела продвигаются медленнее. Четкие стандарты особенно важны для тех некоммерческих организаций, которые имеют централизованное управление, что характерно для Федеральной Службы Безопасности.
Необходимо назначать людей на те должности, на которых их сильные стороны будут отвечать их обязанностям. И тогда можно предъявлять работникам обоснованные требования. Однако необходимо использовать и “ударников” - что бы расширить кругозор, дать перспективу, повысить ожидания всей организации. Нужно задействовать самых успешных исполнителей. Оптимальный способ сделать это - способ, который максимально способствует признанию организации, - использовать самых успешных исполнителей как учителей своих коллег.