Сущность и характерные черты современного менеджмента
Эффективность решений и работы всего предприятия напрямую зависит от способности его владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения.
Значительная часть руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции, научно-технического прогресса, а также нестабильной экономической и политической обстановки приспосабливаются к ситуации. Приспособление организации к окружающей среде является неотъемлемой составляющей ее существования в связи с тем, что именно от внешней среды она получает ресурсы, необходимые для ее функционирования, такие как сырье, рабочая сила и капитал. Ни одна организация не может быть самодостаточной, так как ресурсы являются частью природы, работники - частью общества, а капитал - это результат взаимодействия первого и второго под влиянием культуры.
Организация не может существовать отдельно от внешней среды, так как процесс ее функционирования имеет смысл лишь в случае, когда результаты работы (продукция) будут проданы. Благодаря этому организация не только окупает свои затраты, но и обеспечивает существование работников, взаимодействует с потребителями, поставщиками и конкурентами.
Если связь предприятия с внешней средой разрывается, то оно вскоре прекращает свое существование: в рыночных условиях организация прекращает ориентироваться на рынок и на потребителей [10, c. 63].
На потребителей должна работать связь, иначе результат может быть только один - разорение. Аналогичный результат постигает фирму, когда она перестает приспосабливаться к окружающей среде.
Предприятию необходимо развивать способности адаптации к изменениям окружающей среды, активизировать работу маркетинговой службы.
Предприятие, целью которого является как минимум удержание своих позиций на рынке, должно разрабатывать долгосрочные (стратегические) планы всестороннего развития своей деятельности.
Эти планы должны включать основные моменты относительно взаимодействия организации с окружающей средой, пути, по которым должно развиваться предприятие. Они составляют основу тактического решения.
В зависимости от того, как строится взаимодействие организации с внешним окружением, выделяют:
организации с механическим типом управления;
организации с органическим типом управления.
Характерные черты механического типа управления:
консервативная, негибкая структура;
четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;
сопротивление изменениям;
власть проистекает из иерархических уровней и из позиции в организации;
иерархическая система контроля;
командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;
содержание коммуникаций: распоряжения, инструкции и т. п.
Характерные черты органического типа управления:
гибкая структура;
динамичные, не жестко определенные задачи;
готовность к изменениям;
власть базируется на знании и опыте;
самоконтроль и контроль коллег;
многонаправленность коммуникаций.
Основные и неотъемлемые качества менеджера:
умение управлять собой,
возможность и умение влиять на окружающих,
склонность к личностному росту,
креативность в делах - умение найти верные решения,
способность обучать персонал, который находится под управлением.
Прежде, чем управлять другими, человек должен научиться управлять собой. Работа способна забрать все свободное время, которое есть. Поэтому так важно научиться управлять собой и своим временем, чтобы поддерживать в необходимом состоянии свою производительность [1, c. 84].
Способность управлять собой складывается из основных компонентов:
. Способность поддерживать свое физиологическое здоровье.
. Способность поддерживать свое психическое здоровье или проще, эмоциональное. Для этого нужно:
быть в ладах с собой;
знать хорошо свой внутренний мир;
чувствовать, уметь выражать свои чувства, не подавляя при этом своих эмоций;
добиваться доброжелательных отношений с окружающими и одновременно терпеливо сносить нелюбовь к себе со стороны окружающих тебя людей;
мирно принимать неудачи, относясь к ним, как неизбежное и в какой-то мере полезному, что позволяет учиться;
стараться к созданию таких обстоятельств, которые бы остро возбуждали активность, но не требовали бы излишних требований, ведущих к стрессам.
. Наличие рассудительной системы личностных ценностей. Если менеджеру мало ясны его личные ценности, то ему будет не хватать решительных шагов для принятия решений, которые помогут восприниматься окружающими как беспочвенные.
. Способность управлять своим временем.
Менеджер - это администратор, человек, который поручает, работает по целям других, полагается на систему, использует доводы, контролирует выполнение, принимает решения, поддерживает движение, делает дело правильно, у которого план - основа действий, это человек, который профессионален и уважаем. Лидер - это инноватор, человек, который вдохновляет, работает по свои целям, полагается на своих коллег, использует эмоции, доверяет, превращает решения в реальность, дает импульс движению, делает правильное дело, у которого видение - основа действий, это человек-энтузиаст, который обожаем [6, c. 102].