Принципы и методы управления персоналом в рамках системы менеджмента качества
Принципы управления - основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Это нормы и требования, которыми должны руководствоваться работники системы управления персоналом, включая руководителей организации.
Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.
Интеграция всеобщего управления качеством и управления кадрами подразумевает переход к новому стилю руководства. Традиционный стиль руководства может быть описан следующим принципами:
решения принимаются только наверху;
каждое лицо ответственно только за свою собственную работу
общение медленное и исходит от руководства;
минимальная связь между подразделениями;
внимание служащего сфокусировано на вершину (на начальника)
руководство определяет, как выполнять задания;
руководство не ожидает, что его персонал будет в достаточной степени мотивирован к качественному труду.
В отличие от традиционного новый стиль руководства предусматривает другие подходы к управлению персоналом:
люди работают вместе и делают то, что необходимо, даже если это находится вне их служебных обязанностей;
заказчик представляет центр внимания;
полномочия и ответственность коллективная;
изменения и системы связи быстрые и непрерывные;
основное качество служащего - знать, как работать с другими людьми;
сила исходит из знания, как мотивировать других лиц, а не из иерархической позиции в организации;
количество уровней управления относительно мало[6].
Качество закладывается в кабинете руководителя. Высшее руководство любой эффективно действующей фирмы формулирует политику в области качества - основные направления, цели задачи в области качества. Решение задачи постоянного повышения качества не должно им перепоручаться подчиненным[18].
Для управления кружком из числа его участников избирается руководитель. Это преимущественно неформальный лидер, и не исключен вариант, когда руководителем кружка становится старший по производственным обязанностям (бригадир или мастер). Кроме того, должен быть назначен куратор кружка от администрации, который поддерживает и организационно обеспечивает его работу, помогает руководителю в управлении и сборе необходимой информации, подготовке предложений и отчетов.
Наличие кружков качества на всех уровнях управления и во всех подразделениях предприятия создает условия саморегулирования процесса их работы, наличия «обратной связи» и контроля исполнения. Для организации таких кружков необходимо следовать определенным принципам:
. Принципу добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.
. Принципу саморазвития. Члены кружка должны проявлять желание учиться.
. Принципу групповой деятельности. Правильно организованная работа в группе позволяет добиться от каждого ее участника.
. Принципу применения статистических методов управление качеством.
. Принципу взаимосвязи с рабочим местом. Работа кружков качества связана с решением конкретных проблем, возникающих и каждом рабочем месте.
. Принципу деловой активности и непрерывности функционирования. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранить, их необходимо определить причины, вызывающие эти дефекты, непрерывно решать проблемы их устранения.
. Принципу взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.
. Принципу поддержания атмосферы новаторства и творческого поиска. В кружках качества учатся и на чужих ошибках, и извлекают выгоду из чужого опыта.
. Принципу всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством.
. Принципу осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области[5].
Успешное внедрение менеджмента качества начинается с совершенствования работы руководства, непосредственно с директора. А эффективное использование многочисленных методов и средств управления качеством невозможно без постоя иного обучения персонала. Выполнение приведенных правил и рекомендаций позволит создать организацию единомышленников, где каждый работник, следуя принятой философии, ответствен за качество своей работы и нацелен на максимальное удовлетворение потребителей своего этапа бизнес-процесса, будь то конечный пользователь, внешний подрядчик, дистрибьютор или клиент внутри организации