Пути совершенствования принципов и методов управления персоналом на предприятии
. Руководители должны быть готовы поделиться полномочиями и обязанностями.
. Руководители должны доверять подчиненным.
. Главное внимание должно уделяться обучению методам решения проблем путем их предотвращения.
. Работа должна рассматриваться как совместная деятельность руководства и рядовых работников.
. Руководство должно быть готово принять систему, децентрализующую процесс принятия решений. Руководство не должно взваливать ответственность за решения, принимаемые коллективом, на руководителя подразделения.
. Руководство должно исходить из того, что каждый может иметь полезные идеи и что комбинирование различных идей поможет найти оптимальное решение.
. Руководство должно быть готово к реализации предложений рабочих и служащих согласно их практической целесообразности.
. Руководство должно обеспечивать условия, способствующие воспитанию рабочих и служащих в духе преданности организаций.
. Руководство должно признавать заслуги коллектива и др.
Важным условием вовлечения работников в процесс улучшения вне зависимости от формы такого вовлечения (индивидуальная, через группы) выступает налаживание оптимальных коммуникационных связей в организации, своевременное и качественное информирование персонала. Методы информирования сотрудников могут быть разные, как и способы передачи информации. Как правило, надо сочетать различные их виды, в частности: еженедельные совещания (или чаще, в случае изменений, вносимых в систему управления и ассортимент выпускаемой продукции, и проч.) по вопросам экономического состояния организации, стратегии ее деловой активности, отчеты групп (например, по совершенствованию деятельности подразделения) по решению конкретных задач с освещением полученных результатов и использованных методов повышения качества работы[27].
В случае эффективного использования групп и принципов коллективного управления организация получает, как правило, следующие преимущества:
. возрастает уровень качества продукции и эффективность производства;
. повышается деловая активность;
. улучшается передача информации снизу вверх и сверху вниз;
. у работников повышается чувство собственного достоинства;
. решаются проблемы, которым в иных условиях не уделялось бы внимания;
. цели неформальных лидеров в подразделениях сближаются с целями руководства, и сами сотрудники способствуют налаживанию дел в организации;
. улучшаются взаимоотношения рядовых работников и руководителей;
. создается система критериев оценки основных видов деятельности в рамках подразделений;
. лучше взаимоувязываются индивидуальные цели отдельных работников, цели подразделений и общеорганизационные цели.
Персонал организации получает:
. большие возможности для роста;
. ощущение причастности к общему делу;
. большее удовлетворение от своего труда;
. лучшую систему подготовки кадров, возможность профессионально-квалификационного продвижения, роста;
. новые возможности морального и материального вознаграждения;
. повышение гарантий занятости в результате роста эффективности организации;
. новые возможности для своего интеллектуального развития.
Отмечая высокую эффективность групповой формы вовлечения персонала, нельзя признать ее как единственно приемлемую, как абсолютно оптимальную и универсальную для всех условий и ситуаций[15]. Прежде всего, следует иметь в виду, что коллективное решение не всегда лучшее, так как:
коллективное решение часто является компромиссным;
коллективное мнение людей сложится под нажимом или в результате заблуждения;
часто трудно найти ответственного за коллективное решение и его реализацию.
Заключение
Опыт последних лет показал, что с переходом на новые условия хозяйствования в России человеческие ресурсы приобретают особую значимость.
В данный момент, человеческий фактор выходит на определяющие позиции в сфере управления. Известная фраза «Кадры решают все» стала лидирующей для руководителей любого уровня.
Весь спектр формирования и управления человеческими ресурсами крайне проблематичен. Работа с людьми всегда сопровождается множеством проблем, что требует постоянного совершенствования управления персоналом.
Управление персоналом - это ведущая часть менеджмента связанная с людьми и их отношениями внутри организации, представляющая собой совокупность принципов и методов, средств и форм взаимодействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования интеллектуальных и физических способностей при выполнении трудовых функций.