Формирование представлений о мотивации. Мотивационные теории
В литературе по управлению обычно их называют факторами «здоровья», как бы подчеркивая этим, что данные факторы создают нормальные, здоровые условия труда и не являются мотивирующими. К факторам здоровья относятся заработная плата, безопасность на рабочем месте, условия на рабочем месте (шум, освещенность, комфорт и т.п.), статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненным.
На основе разработанной им концепции двух факторов Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства неудовлетворенности, менеджер должен обращать первостепенное внимание на те факторы которые вызывают неудовлетворенность, и делать все для того чтобы устранить эту неудовлетворенность. После этого менеджер должен сконцентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих факторов и пытаться добиваться высоких результатов труда через механизм достижения работниками состояния удовлетворенности.
Каждая из наложенных теорий имеёт определенное принципиальное отличие. Так, например, в концепции Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идет снизу вверх. В теории Альдерфера движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня.
Мак Клелланд ввел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает, во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей.
В теории Герцберга потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и «здоровья». Тем самым указывается на то, что не все потребности постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности.
Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу.
Все четыре теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации. Главное значение указывает на основной недостаток этих теории существенно ограничивающий возможности их непосредственного практического применения.
Мотивационные теории противоположного направления открывают движущие силы процесса воздействия на индивида или мотивирование. Это рассматривается процессуальными теориями. Мотивирование составляет основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования [5].
Рисунок 3 - Общее в теориях мотивации
В зависимости от того, что преследует мотивирование, можно выделить два основных типа:
первый состоит в том, что путём внешних воздействий на человека вызываются к действию определённые мотивы, побуждающие к определённым действиям, желательному результату (по отношению к мотивирующему субъекту).
второй тип мотивирования имеет своей задачей формирование определённой мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы усилить и развить желательные мотивы, и наоборот - мотивы которые мешают человеку эффективно работать ослабить либо вообще уничтожить. Он имеет преимущество.
Поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить, и какие у него для этого есть возможности.