Анализ внешней среды предприятия
Анализ внешней среды предприятия ОАО «Ливгидромаш» проведем на основе рассмотрения некоторых факторов микросреды: контактные аудитории, конкуренты, потребители, поставщики. Основные факторы микросреды представлены на рисунке 2.1.
а) Контактные аудитории.
Имущественный комплекс акционерного общества в настоящее время принадлежит:
государственному фонду имущества - 20%,
юридическим лицам - 8%,
акционерам предприятия - 72%. Акционерами предприятия являются все работники предприятия. Основная доля акций принадлежит высшему руководству и непосредственно директору предприятия ОАО «Ливгидромаш».
Рисунок 4 - основные факторы микросреды организации
б) Конкуренты.
В рыночной экономике ОАО «Ливгидромаш» действует в условиях конкуренции. Необходимо тщательно изучать и анализировать конкурентную среду, в которой действует ОАО «Ливгидромаш». Крупные конкуренты ОАО «Ливгидромаш»:
- Катайский насосный завод
Пронский механический завод
«Насосэнергомаш»
«Южгидромаш»
«Свесский насосный завод»
«Бобруйский машиностроительный завод»
в) Потребители.
Основными крупными покупателями продукции ОАО «Ливгидромаш» являются:
- г. Харьков, ОАО «Электротяжмаш»;
г. Бердянск АТ «Азмол»;
г. Суммы ОАО «СМПО им. Фрунзе»;
г. Запорожье ТОО «Технометаллкомплект»;
г. Москва ООО «Радтехкомплект»;
г. Москва ЗАО «Гидромаинпром»; г. Москва ОАО «Энергокомплект».
г) Поставщики.
Поставщиками необходимого сырья и материалов являются:
- ОАО «ПО Волжский трубный завод»;
ОАО «Нижнеднепровский трубопрокатный завод»;
ОАО «Московский коксогазовый завод»;
ОАО «Люберецкий горнообогатительный комбинат»;
ОАО «Михайловский горнообогатительный комбинат»;
ОАО «Днепроспецсталь»;
ОАО «Владимирский химзавод» и т.д.
Рыночная сегментация на ОАО «Ливгидромаш» представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения части рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность ОАО «Ливгидромаш».
Объектами сегментации являются, прежде всего, потребители насосной продукции.
Сегментация рынка насосной продукции с использованием различных критериев. Например, для сегментации рынка товаров народного потребления основными критериями (признаками) являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические.
К географическим признакам относятся: величина региона, плотность и численность населения, климатические условия, административное деление (город, село) удаленность от ОАО «Ливгидромаш».
Демографические признаки - возраст, пол потребителей, размер и жизненный цикл семьи, количество детей относятся к наиболее часто применяемым критериям сегментации. В таблице 1 представим сегментацию рынка насосов «Ручеек» по географическому признаку.
Таблица 1 - Сегментация рынка насосов «Ручеек» по географическому признаку
Регионы |
Долевое потребление рынка, % | |
2008 г. |
2009 г. | |
1 |
2 |
3 |
Костромская, Вологодская области |
25,0 |
27,0 |
Тамбовская, Липецкая области |
21,0 |
22,0 |
Орловская, Воронежская области |
20,0 |
20,0 |
Ярославская, Горьковская области |
7,0 |
6,3 |
Новгородская, Калининская области |
4,5 |
4,0 |
Томская, Омская области |
4,0 |
3,2 |
Куйбышевская, Ульяновская области |
2,5 |
2,4 |
Карельская АССР, КОМИ АССР |
2,0 |
2,0 |
Архангельская, Мурманская области |
1,5 |
1,9 |
Северо-Осетинская АССР |
1,0 |
1,0 |
Другие регионы и области |
10,0 |
10,2 |
Итого |
100,0 |
100,0 |