Направления социального развития коллектива
Как отмечалось выше социальное развитие организации - это изменение к лучшему в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и досуга работников.
Социальное развитие организации осуществляется по следующим направлениям:
. Создание единого статуса для всех работников, равенство в отношениях.
. Социальное партнерство, создание тождественности интересов руководителя и сотрудников.
. Равенство в возможностях продвижения по карьерной лестнице.
. Повышение профессионализма менеджеров. [1, с. 18, 31-33]
. Совершенствование социальной структуры персонала, его демографического и профессионально-квалификационного состава, в том числе регулирование численности работников, повышение их общеобразовательного и культурно-технического уровня;
. Улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда и обеспечения безопасности работников;
. Стимулирование средствами, как материального вознаграждения, так и нравственного поощрения эффективного труда, инициативного и творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности;
. Создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом;
. Обеспечение социального страхования работников, соблюдения их социальных гарантий и гражданских прав;
. Рост жизненного уровня работников и членов их семей, удовлетворение потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, промышленных товарах и разнообразных услугах, полноценное использование досуга, т.е забота о нуждах сотрудника.[10, с399-401]
Осуществляя реализацию направлений социального развития, организация вполне вероятно может столкнутся со следующими проблемами:
Направление "Забота о нуждах сотрудника" осуществляется частично и в основном по следующим пунктам:
. Создание необходимых условий труда, устроение корпоративных праздников.
. Охват сотрудников программами пенсионного и страхового обеспечения.
Но, зачастую, в организациях работники рассматриваются лишь как инструмент получения прибыли. Возможность удовлетворить социальные и психологические потребности рабочих не рассматривается. Как правило, в организации выполняются только условия, прописанные в законодательных актах. А в некоторых организациях, к сожалению, создается лишь видимость выполнения этих условий.
Проблемы возникают и по созданию единого статуса для всех работников, равенства в отношениях. Зачастую руководители забывают о том, что общий успех организации складывается из действий всех ее сотрудников и требования к качеству работы должно быть одинаковым для всего персонала, оплату труда осуществляют не в зависимости от индивидуального вклада и производительности отдельного сотрудника, а по тарифным ставкам, либо по работе отдела или службы. Нематериальное же стимулирование отсутствует, либо недостаточно развито.